На подготовку снегохода к сезону уйдет как минимум день, и то без учета возможного ремонта. Поэтому не стоит рассчитывать сделать это утром перед поездкой.
Первым делом зарядите аккумулятор по полному циклу, хотя бы в течение 12 часов. Мы не говорим о проверке электролита, так как большинство АКБ на современных машинах — необслуживаемые. Подсоединив аккумулятор к снегоходу, убедитесь, что он способен весело крутить стартер, не проявляя признаков скорой смерти. Если же напор энергии быстро иссякает, утилизируйте батарею без жалости и купите новую, не забыв и ее как следует зарядить перед установкой.
Как выбрать ручной инструмент с пожизненной гарантией: большой обзор
Перед запуском залейте свежий бензин. Старый, если в баке его больше трети, лучше слить. Не забудьте проверить и уровень антифриза (если есть). Все это нужно проделать до того, как вы приступите к реальному запуску двигателя, чтобы не испортить свечи сочетанием плохого топлива и слабой искры. Если снегоход не завелся с третей попытки, поменяйте свечи и попробуйте еще раз. Не помогло — впрысните немного эфирного аэрозоля для холодного запуска автомобилей в воздухозаборник двигателя. Если и после этого снегоход не завелся, надо искать неисправность.
Пустив мотор, прогреваем его до рабочей температуры, чтобы поменять масло (речь о четырехтактниках). Так как вместо коробки передач тут вариатор и двигатель все время работает на достаточно высоких оборотах в диапазоне от максимального момента до максимальной мощности (снегоход, например, трогается только на 4000 об/мин), побаловать его хорошим маслом очень полезно. Не менее важно следить и за состоянием редуктора. Советую и там поменять масло перед сезоном.
Не менее важно проверить натяжение цепи, так как слабо натянутая цепь склонна к моментальному износу и обрыву. Обычно для ее натяжения достаточно (предварительно ослабив контргайку) от руки ввернуть регулировочный болт, а затем сделать еще четверть оборота ключом. Тем не менее настоятельно рекомендую уточнить процедуру для конкретной модели в инструкции.
Проверьте тросик газа. Курок должен легко ходить и не клинить при любом положении руля. На курке газа и на карбюраторе находятся два датчика (концевика), которые работают в паре. Если концевик на руле сработал (газ полностью сброшен), а на карбюраторе нет, значит привод заслонки или трос замерз или заклинил. При этом блок управления мотором принудительно сбросит обороты двигателя. Смазать трос газа полезно, но только не консистентными смазками. На морозе они сильно густеют и только навредят.
Ремень вариатора — еще одна жизненно важная деталь снегохода. Перед сезоном убедитесь, что ремень в хорошем состоянии: из него не торчат нити, нет полукруглых потертостей, мешающих равномерной работе или черных полос от нагрева. Даже новый ремень очень легко испортить, если пытаться «газом» вытянуть застрявший в яме снегоход. В такой ситуации лучше слезть и попытаться сдвинуть машину в сторону, чтобы облегчить выезд. В любом случае это легче, чем возвращаться по целине за новым ремнем. Кстати, выезжать без запасного ремня — искушать судьбу. Недаром на многих снегоходах для запасного предусмотрено специальное место под капотом. И никогда не запускайте двигатель снегохода с открытым кожухом ремня или со снятым ремнем. Без нагрузки он может развить такие обороты, что вариатор просто разлетится на куски. Свинцовые грузики полетят не хуже пуль со смещенным центром тяжести!
Убедившись, что рабочий и запасной ремни в порядке, переходим к лыжам. Сами лыжи редко становятся проблемой, а вот металлические коньки на них очень важны для управляемости. Убедитесь, что твердосплавные напайки на них в хорошем состоянии. Иначе замените.
Гусеница снегохода движется по пластиковым направляющим. В народе их называют склизами. Следите, чтобы их износ не выходил за контрольную линию. Иначе начнет изнашиваться само шасси. Оно очень дорогое, и менять его непросто. Обратите внимание на катки. Все они должны свободно вращаться и не иметь неравномерного износа рабочих поверхностей. Для натяжения гусеницы придется приподнять заднюю часть снегохода и замерить провис. Он может отличаться в зависимости от марки и модели снегохода. Поэтому не поленитесь заглянуть не только «под хвост», но и в инструкцию. Правильно натянуть гусеницу крайне важно. Перетянутая или недотянутая, она способна устроить в трансмиссии «Сталинград».
И последний штрих — на многих снегоходах необходимо шприцевать консистентной смазкой узлы подвески. Не забывайте про это, и ваша ходовая часть прослужит до глобального потепления.
Сделав все описанные процедуры, не забудьте проверить работоспособность фары и габаритных огней. Зимой темнеет рано. Кстати, светодиодный задний фонарь в отличие от обычной лампочки почти не греется и потому не способен растопить прилипший снег. Если вы любите ездить в компании, не забывайте регулярно сметать снег с вашего «стопа», чтобы задний водитель случайно не протаранил вашу машину.
Тележки для транспортировки снегохода будут не заменимы при ремонте и техобслуживании снегоходов. Они позволяют легко перемещать его по ровному полу магазина, гаража или сервиса. Комплект состоит из трех платформ: две под лыжи и одна под трак. Каждая платформа снабжена четырьмя прорезиненными колесами, диаметров 75 мм, максимальная нагрузка на платформу до 0,2 т.