Стоит ли верить историям о чудесных встречах и совпадениях, которые превращают Золушек в принцесс? Конечно, многое придумано в рекламных целях, но история кино знает немало примеров, когда человек, ранее сделавший карьеру в совершенно иной отрасли, выходит на съёмочную площадку и становится профессиональным актёром. В статье представлены несколько биографий всемирно известных киноактёров.
Берт Ланкастер (1913-1994)
Берт Ланкастер пришёл в кино, когда ему было 33 года. До этого он работал в цирке акробатом — исполнял головокружительные трюки под куполом. После серьёзной травмы решил сменить профессию, попытался стать клерком, потом воевал на Второй Мировой войне в Северной Африке и Италии. По возвращении в США Ланкастер однажды зашёл на службу к своей будущей жене, работавшей секретаршей у продюсера. Босс обратил внимание на статного красавца и, узнав, что у него есть опыт выступлений перед зрителями, предложил сходить на пробы в спектакль "Звук охоты", поскольку они не могли найти подходящего актёра на роль сурового сержанта. Ланкастер прошёл пробу, прекрасно сыграл и на волне хвалебных рецензий получил приглашение в фильм "Убийцы" (1946) по рассказу Хемингуэя. В одном из интервью той поры актёр-дебютант удивился вопросу, как ему удаётся играть так легко и раскованно: "По сравнению со смертельно опасными трюками в цирке игра на сцене и съёмочной площадке кажется пустяковой работой".
В отличие от других кинозвёзд, послушно подписывавших стандартные договоры со студиями, Ланкастер, привыкший за годы работы в цирковых труппах самостоятельно договариваться об ангажементах, сумел выбить для себя чрезвычайно выгодный контракт, позволяющий работать "на стороне". Через два года после приезда в Голливуд он создал собственную производственную кинокомпанию, став первым в истории Голливуда актёром, который добился большого успеха на продюсерском поприще. Снятый на его компании фильм "Марти" (1955) получил "Оскар". Добившись успеха в традиционных ролях крутых парней, Ланкастер начал расширять амплуа и постепенно завоевал репутацию разнопланового актёра, который с одинаковым мастерством сыграл продажного газетчика в сатирической ленте "Сладкий запах успеха" (1957) и итальянского аристократа в исторической драме "Леопард" (1963). Ланкастер снимался в кино более 40 лет; последний значительный фильм с его участием "Поле мечты" был снят в 1989 году.
Юрий Никулин (1921-1997)
Берт Ланкастер — не единственный знаменитый актёр, пришедший в кино из цирка. Юрий Никулин сыграл свою первую роль в кино почти при анекдотических обстоятельствах. В 1949 году он окончил студию разговорных жанров при Московском цирке, начал работать на арене, стал знаменитым клоуном. В 1958 году приятель Никулина, сценарист Владимир Поляков порекомендовал его режиссёру Александру Файнциммеру в комедию "Девушка с гитарой" на проходную роль пиротехника, который ненароком взрывает комиссию, оценивающую достижения участников конкурса любительского творчества. Мастер клоунады, Никулин добавил в крошечную роль множество аппетитных деталей. Он сам придумал внешность героя, изменил его реплики, настоял, чтобы пиротехник поджигал свои петарды не спичкой, а сигаретой, которую он вынет изо рта одного из членов приёмной комиссии, и, наконец, предложил эффектную развязку сцены: после взрыва на месте пиротехника обнаруживается только его кепка.
Во время репетиций вся съёмочная группа покатывалась со смеху; но как только прозвучала команда "мотор!", Никулин страшно занервничал, забыл слова, перепутал, что должен делать. Во втором дубле произошло то же самое. И в третьем... Другой режиссёр просто выгнал бы актёра за профнепригодность, но Файнциммер еще на репетициях почувствовал огромный актёрский потенциал Никулина и пошёл на хитрость: сказал ему, что хочет прорепетировать всю сцену ещё раз, а оператору велел снимать без команды "мотор!", после того как он скажет "начали". Только когда сцена была завершена, Никулин узнал, что его, оказывается, снимали. Этот дубль и вошёл в окончательный монтажный вариант.
Публика приняла на ура чудака и недотёпу, взрывающего советскую бюрократию. Крошечная роль стала самой запоминающейся деталью фильма. Благодаря "Девушке с гитарой" Никулин стал киноактёром.
Наталья Варлей (1966 — наст. время)
Коллега Никулина Наталья Варлей попала в кино благодаря умению делать трюки. Она работала в Московском цирке эквилибристкой и умела исполнять многие сложные номера. В 1966 году она снялась в маленькой роли в фильме "Формула радуги", который зарубили и не выпустили на экран; фильм увидела ассистентка Леонида Гайдая, который в то время искал актрису на главную роль в "Кавказскую пленницу". За роль боролись несколько сотен актрис, в том числе Наталья Фатеева, Анастасия и Марианна Вертинские, Виктория Федорова, Валентина Малявина, Наталья Кустинская — но Гайдай решил сделать ставку на свежее, не примелькавшееся лицо - и добавил к славе комедиографа славу открывателя новой звезды. Позже участники съёмок вспоминали, что ряд сцен дался Варлей с большим скрипом — особенно когда ей по роли нужно было смеяться: естественный смех перед камерой ещё труднее слез. Во время съёмок таких сцен режиссёр чаще всего "подставлял" свою примадонну: он просил других актёров изобразить за камерой что-нибудь забавное, а когда Варлей начинала смеяться, снимал её без предупреждения. Конечно, пришлось повозиться, но неопытность актрисы с лихвой искупилась её задором и обаянием.
Лино Вентура (1919-1987)
Помимо циркачей, звёздами порой становятся спортсмены. Не только культуристы и матера восточных единоборств, но и, например, боксёры. Великий французский актёр Лино Вентура (1919-1987) пришёл в кино после того, как травма лишила его возможности выступать на ринге. Выросший без отца Лино боготворил Жана Габена и мечтал стать, таким как он. Ещё в школе Лино начал тренироваться в гимнастическом зале. В 17 лет впервые принял участие в борцовских поединках. В 26 лет стал профессионалом в кетче. В 31 завоевал титул чемпиона Европы в весовой категории от 75 до 79 кг. Вскоре после этого он участвовал в очень тяжёлом бою, во время которого у него были сломаны обе ноги. О возвращении на ринг не могло быть и речи: Вентура попытался стать организатором боев, но дела новоявленного антрепренера шли не очень хорошо.
В 1954 году Жак Беккер, прельстившись точностью типажа, захотел пригласить 35-летнего Вентуру в свой фильм "Не прикасайтесь к добыче" на одну из главных ролей. Легенда гласит, что Вентура вовсе не горел желанием становиться актёром, но, когда ему сказали, что в фильме будет сниматься сам Габен, он не смог отказаться от шанса встретиться со своим героем. Однако, чтобы убедиться, что его не надувают, перед подписанием контракта Вентура потребовал, чтобы сначала ему показали Габена живьём. Ни один член съёмочной группы не рискнул беспокоить кинозвезду в его гримёрной, и поэтому нахальному новичку просто показали, за какой дверью находится его кумир. Стук в дверь. "В чем дело?" - вопрошает легендарный голос. "Я Лино Вентура, хочу увидеть мсье Габена". Дверь открывается, несколько секунд они смотрят друг на друга. "Посмотрел?" - спрашивает, наконец, Габен, стоящий на пороге гримёрной в плавках. "Посмотрел — отвечает Вентура. - Спасибо. Скоро увидимся".
Возможно, это не более чем анекдот (хотя в каждой шутке, как известно, есть доля правды). Достоверно известно только, что Вентура и Габен остались друзьями до смерти Габена в 1976 году. Они снялись вместе в шести фильмах; на экране Габен убил Вентуру трижды, а Вентура Габена — один раз; в 1983 году Вентура сыграл одну из своих лучших ролей — Жана Вальжана в "Отверженных", которого до него играл Габен. Вентура снимался в кино более 30 лет и стал одной из великих икон французского кинематографа, хотя всегда считал себя актёром по недоразумению. Он отказался от ролей в "Апокалипсисе сегодня" Копполы и "Близких контактах третьей степени" Спилберга, потому что считал себя недостаточно талантливым для работы с этими режиссёрами.
Винни Джонс (1965 — наст. время)
Британский футболист Винни Джонс пришёл в кино в 33 года. Прославившийся как игрок, сумевший быстрее всех получить жёлтую карточку (личный рекорд — три секунды после начала матча) Джонс в разное время играл за команды Wimbledon, Leeds United, Sheffield United, Chelsea, а также Queens Park Rangers, где он затем работал ассистентом менеджера. Его спортивная карьера закатилась не из-за травмы, а из-за скандала: во время одного матча он схватил игрока команды-соперника за гениталии. После этой истории ему трудно было подписать новый контракт, и некоторое время он зарабатывал на жизнь, выступая по английскому телевидению в ток-шоу. Одно из этих шоу увидел начинающий режиссёр Гай Ритчи, искавший актёра на роль Большого Криса — громилы, который ездит "на дела" с маленьким сынишкой и учит дитя науке гангстерских разборок. Джонс без колебаний согласился сниматься, отлично вписался в настроение фильма и с тех пор постоянно снимается в кино: недавно вышла комедия "Она — мужчина", где Джонс играет спортивного тренера.
Фрэнк Синатра (1915-1998)
Немало знаменитых актёров пришло в кино из музыкальной среды — например, Фрэнк Синатра (1915-1998). Кстати, он и в музыку-то попал случайно: вместе с друзьями пошёл на концерт Бинга Кросби, поспорил, что мог бы спеть не хуже, на пари принял участие в конкурсе самодеятельных талантов и занял первое место. В 40-е годы ХХ века Синатра царил на музыкальном Олимпе, а в 1950 разразился скандал: певца обвинили в супружеской неверности (он в то время крутил бурный роман с Авой Гарднер), связях с организованной преступностью и прочих грехах. Концертные залы и студии звукозаписи отказались с ним работать. Синатра нашёл выход: он стал киноактёром. Поговаривали, что ему помогли друзья-мафиози (впоследствии Марио Пьюзо обыграл эту историю в романе "Крестный отец"). Так или иначе, решение оказалось правильным: сыграв в фильме "Отсюда в вечность", Синатра завоевал "Оскар".
Элвис Пресли (1935-1997)
А вот у Элвиса Пресли лицедейских талантов не обнаружилось, хотя он с детства мечтал стать именно кинозвездой, а не певцом, и, добившись признания в мире музыки, немедленно начал ковать актёрскую карьеру. Действие его дебютного фильма "Люби меня нежно" (1956) происходило во времена Гражданской войны, что не помешало Элвису остаться "героем своего времени" и вилять бёдрами в стиле буги-вуги. Критики откликнулись беспощадными рецензиями, но поклонницы были в восторге. Коммерческий успех позволил Пресли продолжать кинокарьеру более 10 лет, но самыми запоминающимися стали отзывы критиков о его опусах: "фильмы Элвиса — замечательные фильмы для слепых"; "Элвис, играй Зорро - и не снимай маску ни в одной сцене!" и т.д.
Барбара Страйзанд (1942 — наст. время)
Мечтала стать кинозвездой и юная Барбра Страйзанд. Но она решила стать певицей, потому что с такой внешностью, как у неё, нечего было и думать об актёрской карьере. В начале 60-х годов ХХ века Страйзанд нашла себя в амплуа певицы-актрисы: её первые выступления в ночных клубах Нью-Йорка были своеобразным "театром одного актёра". Она очаровала бродвейских продюсеров, и её пригласили на главную роль в мюзикле "Смешная девчонка": изюминка шоу заключалась в том, что героиня некрасива. Когда Голливуд решил перенести театральную постановку на экран, продюсеры решили, что от добра-добра не ищут, оставили главную роль за Страйзанд и не прогадали: за "Смешную девчонку" (1968) она получила "Оскар".
Хотя новоявленной звезде предлагали только мюзиклы и комедии, она решила стать серьёзной драматической актрисой, отвоевала себе роль в драме "Какими мы были" (1974) и доказала, что ей по плечу не только музыкальные жанры. А потом, устав воевать со студиями и продюсерами, Страйзанд стала сама продюсировать и снимать кинопроекты. Она поставила рекорд по количеству упоминаний в титрах одного и того же фильма: на проекте "У зеркала два лица" Страйзанд стала продюсером, режиссёром, соавтором сценария, композитором, исполнительницей песен и актрисой.
Крис Кристофферсон (1936 — наст. время)
Прежде чем переквалифицироваться в актёры, Крис Кристофферсон поработал вертолётчиком, нефтяником, барменом, дворником и писателем. В середине 60-х стал звездой музыки в стиле "кантри". Приятель Гарри Дин Стэнтон познакомил его с режиссёром Сэмом Пекинпа, который увидел в Кристофферсоне своё экранное alter ego и снял его в фильмах "Пэт Гарретт и Билли-Кид" и "Конвой". Они стали большими друзьями, хотя дружить с Пекинпа было нелегко: один раз Кристофферсону пришлось в одиночку обезоруживать пьяного режиссёра, который заперся в номере и палил в воздух. Кристофферсон не особенно серьёзно относится к славе, и после смерти Пекинпа часто снимается в дешёвых фильмах класса "Б". Но и в лентах класса "А" он тоже засвечивается: не так давно снялся в трех сериях "Блэйда", а на последнем Каннском кинофестивале был показан фильм с его участием "Нация фастфуда".
Список певцов и певиц, подавшихся в кинозвёзды, могут продолжить Марк Уолберг и Айс Кьюб, Эминем и Шон Паффи Комбс, Мадонна и Шер, Лайза Миннелли и Бетт Мидлер, Бритни Спирс и Ванесса Паради. Кто-то приходит, чтобы остаться, кто-то уходит после первого же фильма. После съёмок у Ларса Фон Триера в фильме "Танцующая в темноте" (2000) Бьорк заявила, что одно только слово "кино" приводит её в ужас. И что же? Не далее, как в прошлом году она снялась в фильме "Рисуя сдержанность 9" своего мужа, режиссёра Мэтью Барни.
Интересно, что нет ни одной знаменитой фотомодели, ставшей знаменитой актрисой. Шэрон Стоун, Ким Бэйсингер, Ума Турман и другие известные кинозвезды, пришедшие в кино из мира моды, занимали весьма скромные места в модельной табели о рангах. А прославленные модели — Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Рэйчел Хантер — либо подвизаются на второстепенных ролях, либо попадают в конфузные ситуации, как Синди Кроуфорд, попытавшаяся стать героиней боевиков в "Честной игре" (1995). Это легко объясняется тем, что для карьеры фотомодели нужна красота, которая не несёт яркого отпечатка индивидуальности, а для актёрской карьеры, наоборот, важна оригинальная, запоминающаяся внешность.
Порой в актёры приходят из писателей: Гор Видал играл в фильмах "Боб Робертс" (1992), "Теневой заговор" (1997), "Гаттака" (1997). Порой — из режиссёров: Эмир Кустурица снялся в фильме "Вдова с острова Сен-Пьер" (2000), а Квентин Тарантино, помимо съёмок в кино, даже пытался играть на бродвейской сцене! Но история кино не знает ни одного великого режиссёра, который впоследствии полностью переключился бы на актёрскую карьеру, хотя совмещают эти профессии многие кинематографисты — от Чарли Чаплина до современных нам Шона Пенна, Матье Кассовица и Джоди Фостер. Наверное, это не случайно: ведь режиссёр привык командовать, а актёр привык слушаться и ждать.
Ждать, когда произойдёт чудесная встреча, которая превратит Золушку в принцессу...
Спасибо за прочтение статьи. Буду благодарен за подписку и лайк, Вам не трудно, а мне приятно)