А потому что дешевле.
Для удобства, жидкость для вариаторной акпп в этой статье я буду называть "жижа".
Что такое вариатор? Это автоматическая коробка передач, в которой крутящий момент передается металлическим ремнём между двумя конусами, которые могут увеличивать и уменьшать свой диаметр. В остальном же, вариатор состоит из деталей, аналогичных классическим акпп. Очень грубый пример вариатора - велосипед, у которого много скоростей. Цепь переходит от одной звездочке к другой (большего или меньшего диаметра), велосипед может ехать быстрее или медленнее при одинаковой скорости вращения педалей.
Однако, в связи с тем, что передача крутящего момента передается ремнём, а не цепью, которая цепляется за звездочку, очень важно, чтобы ремень не проскальзывал по поверхностям конусов и не повреждал (царапал) их.
Вообще, любой вариатор в 98% случаев ломается по одной и той же причине - ремень проскальзывает на конусах, появляются задиры, металлическая стружка попадает в жижу, жижа забивает клапана и соленоиды, давление в отдельных участках масляных каналов падает, в дальнейшем конусы не работают так как положено (не увеличивают или не уменьшают диаметр), жижа не поступает на трущиеся детали, вариатор греется, детали изнашиваются, все больше и больше стружки попадает в жижу и в итоге вариаторе начинает нуждаться в ремонте или замене (причем, не всегда замена возможна в виду особенностей программного обеспечения некоторых современных автомобилей).
Таким образом, жижа для вариатора должна обладать следующими характеристиками:
- выступать в роли гидравлической жидкости (как в классической акпп)
- смазывать трущиеся поверхности
- отводить тепло
- не давать ремню проскальзывать на конусах
Именно последний пункт отличает жижу для вариаторов от жидкости для классической АКПП.
Для того, чтобы вариатор жил долго и счастливо, необходимо (по степени важности)
- вовремя менять жижу
- не нагружать резкими стартами
- не буксовать
Замена жидкости в вариаторе некоторыми инструкциями и рекомендациями диллеров (производителей) не предусмотрена. Лично я считаю этот факт геноцидом вариаторов. Я менял жижу в автомобиле, который прошел 30 000 км и она была грязной, на поддоне был налет из мелкодисперсной металлической пыли (продукты естественного износа вариатора.
При работе, трущиеся детали вариатора изнашиваются, как бы нежно вы с ним не обращались. При трении частички металла отрываются от поверхностей и попадают в жижу, оставаясь в ней в виде мелкодисперсной металлической пыли. Фильтры, которые стоят в вариаторе (либо вне его, на каналах подачи и обратки системы охлаждения) задерживают минимальное количество металлической пыли. Единственный способ избавиться от металлической пыли - заменить жидкость. Именно эта пыль откладывается на поверхности поддона и магнитах поддона.
Почему я рекомендую жижи - аналоги? Потому что они дешевле оригинала. Хотите лить оригинал - лейте (за исключением оригинальной жижи toyota cvt fluid fe, лучше использовать toyota cvt fluid tc).
В принципе, жижи аналоги производятся из тех же материалов, что и оригинальные, а иногда на тех же заводах и на том же оборудовании. Сами по себе, производители автомобилей, жижи не производят, а привлекают крупных производителей смазочных материалов, которые изготавливают жижи под необходимые спецификации и разливают их в "оригинальные" банки. Кто бы вам что не доказывал - эта чистая правда, вы не найдете ни один завод тойота или ауди, который будет производить смазочные материалы.
Как подобрать жижу из аналогов? Нужно узнать, какую именно жижу нужно заливать в ваш вариатор. Например, у вас тойота, и вам нужно заливать toyota cvt fluid tc.
Ищем в интернете информацию о характеристиках данной жижи.
Больше всего нас интересует кинематическая вязкость при 40 и 100 градусах. Именно на вязкости зациклена правильная работа вариатора. У toyota cvt fluid tc эти показатели равняются 30,56 и 7,02 соответственно.
Ищем в интернете аналоги, имеющие допуски по данной спецификации. Например, ZIC CVT MULTI.
У ZICа кинематическая вязкость равна 34,67 при 40 градусах и 7,28 при 100 градусах. Данная жижа гуще, чем toyota cvt fluid tc и как замена тойоте ТС я не рекомендую.
Я сравнивал много аналогов и нашел практически полный аналог тойоты ТС. Ваш вниманию представлен Idemitsu CVTF
Его характеристики
Кинематическая вязкости при 40 градусах 30,93; при 100 градусах 7,006. Практически полное совпадение с оригинальной жижей Тойота ТС, разница на уровне погрешностей.
Идемитсу стоит почти в 2 раза дешевле оригинальной тойотовской жижи. Скажу более, я сам поменял жижу в вариаторе, и вместо тойоты FE (помните, я рекомендовал заменить FE на TC) залил Идемитсу CVTF и проехал более 10 000 км. Разницы в поведении вариатора я не заметил, зато потратил в 2 раза меньше денег, чем на оригинальную жижу!
И запомни, все, что сэкономил, то заработал!