Найти в Дзене

Кино и маски. Зачем герои прячут лица? (часть 3)

Фильмы, в которых маски – важная деталь. Продолжение.

Фильмы, в которых маски – важная деталь. Продолжение. Начало тут.

«Тень» (реж. Расселл Малкэхи, 1994). Замечательный, незаслуженно забытый персонаж в черном плаще и в маске рубинового цвета. Невидимый, как Человек-невидимка, сверхспособный, как Бэтмен, в плаще и шляпе, как V, появившийся как герой комикса раньше, чем Супермен – этого героя зовут Тень. На самом деле его имя Ламонт Крэнстон, но когда он ставит злодеев на место, то он -Тень. В прошлом был злодеем, но попал к тибетским монахам, которые научили его телепатии и умению становиться невидимым. И всё для того, чтобы искупить прошлые грехи. Единственное, что ему не по силам – сделать незримой свою тень. Но зато он может спасать мир и держать в страхе бандитов Нью-Йорка. Стильный качественный фильм с атмосферой 30-х годов, музыкой Джерри Голдсмита и красавцем Алеком Болдуином в главной роли. В прокате провалился, сейчас забылся – персонаж слишком сложный для кинокомиксовых полуигрушечных спасателей и слишком простой для серьезного кино. Слишком эстетский для широкой публики, слишком легкий для снобов. Тень - отдельный герой, а таких сбрасывают с парохода современности в первую очередь.

«Однажды в Америке» (реж. Серджио Леоне, 1984). Опять Нью-Йорк, но совсем уже не комиксы. В фильме запоминаются три эпизода с масками: циничный, фривольный и драматичный. Первый - когда главные герои, четверо гангстеров, в масках в роддоме мудрят с бирками, чтобы потом шантажировать полицейского. Второй – когда они завязали лица для ограбления, а потом, спустя время, повстречавшись с жертвой, решили сыграть в «угадай, кого ты помнишь». Третий момент – встреча Лапши и Деборы спустя много лет, когда она после спектакля в гримёрке стирает с лица маску – на то он и финал, чтобы исчезали все маски и тайное становилось явным. «Все, что нам остается – это память, если завтра пойдешь на этот банкет, у тебя не останется воспоминаний». Кстати, маска избавила актрису Элизабет Макговерн от возрастного грима – что вполне соответствует слогану пьесы о Клеопатре, в которой она играла в фильме: «Время не властно над ней».

«Джентльмены удачи» (реж. Александр Серый, 1971). «Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк», - рычит герой Евгения Леонова, когда объясняет мальчику, каким ужасным должен быть волк. И точно так же, уже будучи в образе Доцента (своего рода маске), он будет рычать «Пасть порву, моргалы выколю». Дал волка так, что уголовники врассыпную. Хорошо, что роль была уже отрепетирована им на сцене детского сада. И потом будет еще одна маска – когда лже-Доцент решит устроить своим уголовным подопечным теплый Новый год и наденет маску Деда Мороза.

«Зигзаг удачи» (реж. Эльдар Рязанов, 1966). Опять Евгений Леонов и опять маска Деда Мороза, но надетая совершенно с другой целью. В том фильме – обращение уголовников в прежних граждан, в этом – превращение граждан в уголовников: похищение своей законной доли выигрыша.

«Ва-банк» (реж. Юлиуш Махульский, 1981). Два в одном – маски и противогазы: так же, как два в одном – ограбление и месть. Грабители действительно потешно хрюкали в этих агрегатах, и весь эпизод выглядел не только виртуозным, но и фантасмагоричным.

«Леон» (реж. Люк Бессон, 1994). В противогазе как в маске в решающий момент хотел скрыться главный герой фильма Леон. Но маска – такая вещь: надел, так уж не снимай.

«Двое и одна» (реж. Эдуард Гаврилов, 1988). Баба Маша, хозяйка дома, где жила Валентина (Елена Майорова) с дочкой, натирает хрен, надев противогаз - чтобы не плакать. Позже она обронит фразу: «Я уж 50 лет ничего не боюсь». Можно добавить, что не только не боится, но и не плачет. Чёткая и железная баба Маша – она закрыта от слез из-за трагедий в жизни своим опытом так же, как во время кухонных забот закрыта от слез противогазом.

«Запределье» (реж. Тарсем Сингх, 2006). Сказкотерапия как она есть. В больнице встретились два травмированных одиночества: каскадер Рой (Ли Пейс) и маленькая девочка. Кому из них хуже, еще неизвестно, но герой Ли Пейса начинает рассказывать сказку, которая постепенно перемешивается с жизнью. В запредельной реальности геройствует Черный бандит в красной маске – он и сказочный персонаж, и Рой, и отец девочки, и актер на экране. «Людям я известен как разбойник в маске» – «Гроза всего Юго-Востока?» – «Он самый, но только когда я в маске». Сказочная красавица говорит: «Мужчина не может открыть сердце, если он прячет лицо» - но ей точно нельзя верить ни в чём. Неимоверно красивый фильм про то, как люди сочиняют сказки, а сказки сочиняют людей.

«Йо-хо-хо» (реж. Зако Хеские, 1981). Именно этим фильмом вдохновлялся Тарсем Сингх, когда снимал «Запределье». Тут тоже больница, травмы и физические и душевные, только вместо девочки – мальчик, а в сказке вместо бандита – пират. Этот болгарский фильм был номинирован на главную награду XII Московского кинофестиваля и получил тогда специальный приз. Сценарий написал болгарский поэт Валерий Петров, который по профессии был врачом, работал в военном госпитале, в конце войны – журналистом в антифашистской газете, а потом стал драматургом, поэтом и переводчиком - он известен своими переводами Шекспира. И, конечно, только поэт с опытом работы в военном госпитале мог придумать такую тонкую историю про сказку в больнице.

«Высота» (реж. Александр Зархи, 1957). «А ну-ка, малый, туши свой примус». Сварщик поднял маску – герой Рыбникова присвистнул. Маска сварщика = маска сварщицы. Тот случай, когда маска «прирастает»: когда героиня Инны Макаровой хочет нарядиться, то ухажер её аттестует как светофор, добавляя, что её образ сойдет для Южной Америки, где природа разноцветная и пальмы-зебры-кенгуру. Маска сварщицы оказалась еще шаблоннее, чем платье Золушки: никто не может разглядеть будущую принцессу, особенно сам «принц». А она ведь просто хотела пойти в цирк красивой и яркой, что б ничего и близко не напоминало серую спецовку, и чтоб была радость и другая жизнь (в этой у нее никогда не было даже зонтика). Но принцессой её все-таки назовут, начала издевательски, а потом уже вроде и нет - в больнице, когда совпадут детские военные воспоминания. Интересно, что схему сказки задает именно герой, когда сначала говорит «карету принцессе!», потом поясняет, что «я не чудной, я заколдованный», а затем во время ливня "вызывает" громы и молнии.

«Принцесса на горошине» (реж. Борис Рыцарев, 1976). Изысканная сказка про то, как принц в далеких краях невесту искал. И среди прочих нашел одну очень таинственную, которая сбегала по ночам на свидания с троллем. Очень несчастным троллем: «Как может принцесса выйти замуж за тролля? А я такой же принц, как ты, только заколдованный». Хорошо, что принц принцу оказался не волк, а брат, и тот, кого изображал Игорь Кваша в черной маске, расшитой стеклярусом, наконец-то превратился в красавца в белом камзоле. Хотя его полюбили именно что в маске…

«Небывальщина» (реж Сергей Овчаров, 1983). Череда масок в сцене народных гуляний на масленицу с песнями, прибаутками и шутками. Настоящий карнавал со всем его безумством изображен в фильме, где главным консультантом был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. А песни и пляски исполняли фольклорные коллективы Курганской области и Ленинградский камерный фольклорный ансамбль.

«После дождичка в четверг» (реж. Михаил Юзовский, 1985). Никогда еще не Кощей Бессмертный не был таким нарядным. Золотой парик, серебряный костюм, одновременно и без зубов и с золотыми зубами. И, конечно, с золотой маской – как Король-Солнце. Олегу Табакову было не привыкать играть сверкающего правителя - он уже был Людовиком XIV в советской экранизации саги о мушкетерах.

кадр из фильма «Человек-амфибия» (реж. Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, 1961)
кадр из фильма «Человек-амфибия» (реж. Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, 1961)

«Человек-амфибия» (реж. Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, 1961). Хоть Ихтиандр был под водой, как дома, но маска ему всё-таки была нужна. Очень эффектная. Как и весь костюм в целом. Но под водой такое лучше не встречать: одно слово – Морской дьявол.

«Пятнадцатилетний капитан» (реж. Василий Журавлев, 1945). «Мганнга, идет великий мганга, он разгонит тучи волшебной метлой». Когда шхуна «Пилигрим» приплывает не в Америку, а в Африку, все пассажиры оказываются в лапах работорговцев. Дик Сэнд оказался самым буйным, и его решили отдать туземцам, чтобы те принесли жертву – дожди слишком затянулись, их надо было прекратить. Обряд должен совершить колдун - мганнга, который страшно выплясывал вокруг Дика в такой жуткой маске, что в детстве кровь стыла в жилах. И какое счастье было узнать, что под маской прячется верный Геркулес.

«Таинственный лес» (реж. М.Найт Шьямалан, 2004). Существа, которые называются «Те, чье имя не произносим», кружат по лесу вокруг закрытой викторианской общины. Был договор – существа не ходят в деревню, а жители не ходят в лес. И чтобы никто не забывал о границах, надо время от времени напоминать об этом уговоре. Страх, манипулирование, лучшие побуждения, лесная антиутопия – всего этого бы не было, если бы не было этих образов - помеси кабана и дикобраза. Весьма зрелищный рассказ о викторианской общественной установке «добро через насилие» - весьма неоднозначной.

«Пуаро Агаты Кристи. Убийство в Месопотамии» (реж. Том Клегг, 2001). Загадочная и вселяющая ужас маска заглядывает по ночам в окно жены археолога. Дело происходит во время раскопок на Ближнем Востоке, а Пуаро приходится раскапывать старую историю, чтобы поймать убийцу, который носит маску – но уже другую. И давно.

«Последнее дело комиссара Берлаха» (реж. Василий Левин, 1971). У зловещего доктора Эменбергера – нацистского преступника – кабинет набит африканскими идолами и масками. Так подчеркивается его и варварство, и то, что медицинская маска на нем всю жизнь была только маскарадом, потому что он не врач, а палач, и настолько ужасный, что для его разоблачения комиссар готов пойти на всё. Интерьер не случаен. Упоминания о масках нет в рассказе Дюрренматта, который экранизировал Василий Левин, но режиссер достаточно внимательно относился к красноречивым деталям. Если Эменбергер собирает африканские маски, то в комнате его подручной – бывшей узницы – Эдит Марлок целая коллекция марионеток, которые висят так, что берет оторопь (и среди них есть даже кукла в полосатой робе).

«Дни Турбиных» (реж. Владимир Басов, 1976). Петлюра подходит к городу, германские войска отходят, а гетману Скоропадскому светит или расправа, или бесчестное бегство. Он выбирает второе. Как проскользнуть незаметно мимо тех, кого предаешь и бросаешь на произвол судьбы - представители германского штаба предлагают замотать голову бинтами и выдать себя за раненного немецкого офицера. Голова замотана – маски сброшены.

«Леди исчезает» (реж. Альфред Хичкок, 1938). Всё тот же вариант с замотанной головой а-ля мумия, только теперь не для того, чтобы сбежать, как в предыдущем фильме, а чтобы провернуть некие темные дела. Франсуа Трюффо смотрел этот фильм иной раз дважды в день – картина действительно того стоит.

«Ва-банк-2 , или Ответный удар» (реж. Юлиуш Махульский, 1984). Эпизод с выступлением певца в маске-гриме вlackface, очень популярном в конце 19 века и в первой половине 20 века: белые артисты красили лицо черной краской, изображая негров. Песенка про ва-банк и фортуну объединяет две части «Ва-банков»: герою-музыканту пану Квинто со своим «ансамблем» удается всё задуманное разыгрывать как по нотам. Их джаз-бэнд, равный криминальной банде, в режиме синкопы дважды переиграл нудных и страшных предсказуемых бандитов. Черная маска тут тоже неслучайно: и в первой, и во второй части будет много масок и мистификаций, и все будут не теми, кем кажутся. Будет даже настоящий негр. Песенку поет сам Яцек Хмельник, сыгравший Мокса, а на сцене играет польский ансамбль «Beale Street Band». Композитор - Хенрик Кузняк.

«Воображаемая опера» (реж. Паскаль Рулен, 1993). Альманах к столетию оперы, 12 отрывков – 12 опер. В секстете «Questo è ип Nodo avviluppato» из оперы «Золушка» Джоаккино Россини (режиссер Стефан Палмер) в танце – череда масок. По сюжету там все притворяются всеми, и царит такая путаница, что вообще чудо, как они смогли из неё выбраться.

Тема масок так интересна, а фильмов с героями в масках так много, что список невозможно закончить. Его можно только прекратить. Но потом всё-таки вернуться и продолжить.

часть 1

часть 2

© Татьяна Довгилевич, 2020
при перепечатке или цитировании ссылка на автора и на канал
Кинотеатр Робинзона обязательна

-22