Для эволюции человека музыка абсолютно бесполезна и является побочным эффектом какого-то действительно нужного приобретения, способствовавшего выживанию вида. В этом смысле любовь к музыке сродни другой "никчёмности" - религиозности.
Думаю, нет на планете человека, который бы не испытал хотя бы раз в жизни пиломоторный рефлекс ("мурашки", "гусиная кожа") при прослушивании любимой мелодии. Во время этой эстетической реакции в мозгу активизируются те же пути вознаграждения, которые задействованы на основные сенсорные удовольствия.
Группа французских исследователей обнаружила, что когда человек слушает любимую музыку, области его мозга, отвечающие за эмоции и обработку звука, начинают работать совместно, инициируя мощный выброс дофамина – химического вещества "удовольствия".
Феномен удовольствия, связанный с "музыкальным ознобом", состоит из двух фаз:
- фазы ожидания, когда удовольствие нарастает, со специфическим высвобождением дофамина в полосатом теле базальных ганглий переднего мозга,
- фазы высвобождения дофаминергической энергии в брюшной полости, являющейся причиной ощущаемого пика эмоционального удовольствия.
Руководитель группы Тито Шабен считает:
Что больше всего интригует, так это то, что музыка, похоже, не имеет для нас биологической пользы. Тем не менее, влияние дофамина и системы вознаграждения на процесс музыкального наслаждения предполагает древнюю функцию музыки.
Эта функция может заключаться в периоде времени, которое мы проводим в ожидании "музыкального озноба". Пока мы ждём, наш мозг занят предсказанием будущего и выпуском дофамина.
С точки зрения эволюции, способность предсказать, что произойдёт дальше, необходима для выживания.
При экспериментах над восемнадцатью меломанами (11 женщин и 7 мужчин) использовался так называемый метод электроэнцефалографии высокой плотности (HD-EEG).
Во время пятнадцатиминутного сеанса участник сидел в удобном кресле с закрытыми глазами и слушал музыку через наушники (earpods).
В плейлист включались пять "вызывающих озноб" отрывков, которые предоставлял сам испытуемый, и три дополнительных нейтральных фрагмента, выбранных экспериментаторами.
Переживаемое эмоциональное удовольствии участники фиксировали непрерывно нажимая на четырехкнопочную панель по уровням:
(1) нейтральный,
(2) низкий уровень удовольствия,
(3) высокий уровень удовольствия и
(4) озноб.
Участников должны были сообщать о каждом новом факте возникновения "озноба": сильное эмоциональное удовольствие, "мурашки" или дрожь по коже, комок в горле, покалывание или дрожь в позвоночнике и так далее.
Всего испытуемые сообщили о 305 "ознобах", в среднем 16,9 "экстазов" на одного участника со средней продолжительностью 8,75 секунды. Продолжительность "озноба" была существенно разной для разных участников, и часто "озноб" наступал вне времени ожидаемого пика удовольствия.
Результаты ЭЭГ показывали специфическую активность в диапазоне тета-частот в центральной, правой префронтальной и правой височных областях головного мозга, отвечающих за эмоции, управление движением и слух.
Как и следовало ожидать, никаких кардинальных выводов или открытий сделано не было. Получается, эксперимент был проведён ради самого эксперимента. Впрочем, это относится к большинству работ на подобную тематику. Все они носят философско-констатирующий характер.
Ну, например:
Результаты диффузионной тензорной визуализации показывают, что связь белого вещества между областями слухового восприятия (pSTG) и областями мозга, важными для эмоциональной и социальной обработки (aIns, mPFC), отражает индивидуальные различия в склонности испытывать "озноб" от музыки.
Озноб, мурашки, комок в горле ... мелко плаваете, господа исследователи, попробуйте объяснить слёзы градом, рыдания навзрыд и прочие истерические проявления музыкального катарсиса.
По традиции закончу несмешной байкой:
Иногда в разговоре Дмитрий Дмитрий Шостакович мог неожиданно воскликнуть: "Люблю музыку Ильича!", вызывая глубокое недоумение окружающих. "Ильичом" в стране называли только одного человека - Владимира Ильича Ленина, а он музыку не сочинял.
Насладившись изумлением собеседника, композитор с самым невинным видом пояснял:
- Я, разумеется, говорю о музыке Петра Ильича Чайковского.
При подготовке публикации использовались материалы статей Cortical Patterns of Pleasurable Musical Chills Revealed by High-Density EEG и Brain connectivity reflects human aesthetic responses to music.
Загляните и в мой каталог канала.