Найти в Дзене
Океан Между Нот

До мурашек

Для эволюции человека музыка абсолютно бесполезна и является побочным эффектом какого-то действительно нужного приобретения, способствовавшего выживанию вида. В этом смысле любовь к музыке сродни другой "никчёмности" - религиозности.

Изображение с сайта classicfm.com
Изображение с сайта classicfm.com

Думаю, нет на планете человека, который бы не испытал хотя бы раз в жизни пиломоторный рефлекс ("мурашки", "гусиная кожа") при прослушивании любимой мелодии. Во время этой эстетической реакции в мозгу активизируются те же пути вознаграждения, которые задействованы на основные сенсорные удовольствия.

Группа французских исследователей обнаружила, что когда человек слушает любимую музыку, области его мозга, отвечающие за эмоции и обработку звука, начинают работать совместно, инициируя мощный выброс дофамина – химического вещества "удовольствия".

Феномен удовольствия, связанный с "музыкальным ознобом", состоит из двух фаз:

  • фазы ожидания, когда удовольствие нарастает, со специфическим высвобождением дофамина в полосатом теле базальных ганглий переднего мозга,
  • фазы высвобождения дофаминергической энергии в брюшной полости, являющейся причиной ощущаемого пика эмоционального удовольствия.

Руководитель группы Тито Шабен считает:

Что больше всего интригует, так это то, что музыка, похоже, не имеет для нас биологической пользы. Тем не менее, влияние дофамина и системы вознаграждения на процесс музыкального наслаждения предполагает древнюю функцию музыки.
Эта функция может заключаться в периоде времени, которое мы проводим в ожидании "музыкального озноба". Пока мы ждём, наш мозг занят предсказанием будущего и выпуском дофамина.
С точки зрения эволюции, способность предсказать, что произойдёт дальше, необходима для выживания.

При экспериментах над восемнадцатью меломанами (11 женщин и 7 мужчин) использовался так называемый метод электроэнцефалографии высокой плотности (HD-EEG).

Во время пятнадцатиминутного сеанса участник сидел в удобном кресле с закрытыми глазами и слушал музыку через наушники (earpods).

В плейлист включались пять "вызывающих озноб" отрывков, которые предоставлял сам испытуемый, и три дополнительных нейтральных фрагмента, выбранных экспериментаторами.

Переживаемое эмоциональное удовольствии участники фиксировали непрерывно нажимая на четырехкнопочную панель по уровням:

(1) нейтральный,
(2) низкий уровень удовольствия,
(3) высокий уровень удовольствия и
(4) озноб.

Участников должны были сообщать о каждом новом факте возникновения "озноба": сильное эмоциональное удовольствие, "мурашки" или дрожь по коже, комок в горле, покалывание или дрожь в позвоночнике и так далее.

Всего испытуемые сообщили о 305 "ознобах", в среднем 16,9 "экстазов" на одного участника со средней продолжительностью 8,75 секунды. Продолжительность "озноба" была существенно разной для разных участников, и часто "озноб" наступал вне времени ожидаемого пика удовольствия.

Результаты ЭЭГ показывали специфическую активность в диапазоне тета-частот в центральной, правой префронтальной и правой височных областях головного мозга, отвечающих за эмоции, управление движением и слух.

Как и следовало ожидать, никаких кардинальных выводов или открытий сделано не было. Получается, эксперимент был проведён ради самого эксперимента. Впрочем, это относится к большинству работ на подобную тематику. Все они носят философско-констатирующий характер.

Ну, например:

Результаты диффузионной тензорной визуализации показывают, что связь белого вещества между областями слухового восприятия (pSTG) и областями мозга, важными для эмоциональной и социальной обработки (aIns, mPFC), отражает индивидуальные различия в склонности испытывать "озноб" от музыки.

Озноб, мурашки, комок в горле ... мелко плаваете, господа исследователи, попробуйте объяснить слёзы градом, рыдания навзрыд и прочие истерические проявления музыкального катарсиса.

По традиции закончу несмешной байкой:

Иногда в разговоре Дмитрий Дмитрий Шостакович мог неожиданно воскликнуть: "Люблю музыку Ильича!", вызывая глубокое недоумение окружающих. "Ильичом" в стране называли только одного человека - Владимира Ильича Ленина, а он музыку не сочинял.
Насладившись изумлением собеседника, композитор с самым невинным видом пояснял:
- Я, разумеется, говорю о музыке
Петра Ильича Чайковского.

При подготовке публикации использовались материалы статей Cortical Patterns of Pleasurable Musical Chills Revealed by High-Density EEG и Brain connectivity reflects human aesthetic responses to music.

Загляните и в мой каталог канала.

Наука
7 млн интересуются