Найти в Дзене

Пишем реферат сами

Оглавление

Реферат – странная вещь, чтобы делать ее самому. Но это только на первый взгляд!
Реферат – странная вещь, чтобы делать ее самому. Но это только на первый взгляд!

Решили впервые написать реферат по-нормальному, не скачивая его и не списывая? Или просто сложилась такая ситуация, которая не позволяет это сделать? Что ж, думаю, это реально круто!

Пара фактов о реферате, которые способны повергнуть автора в шок:

  • реферат – это результат научной деятельности, более того, – это базовый инструмент и "кирпичик" 99% научных исследований
  • время, затрачиваемое на написание (а не скачивание) реферата, вполне может перевалить за 20-30 часов, а иногда достигает 50
  • написание рефератов в процессе учебы не призвано заставить вас проявить хоть какую-то активность вне стен учебного заведения, а даже наоборот, предназначено для закрепления уже имеющегося интереса к проблеме, привлечь внимание остальных студентов к тематике реферата, помочь найти решения в сложившейся проблеме.

Приведенные аргументы причинили вам боль и страдания, а реферат все еще не написался сам собой? Ок, тогда разберёмся с базовыми знаниями о том, что такое реферат, и с чем его едят. Тут всё просто.

Реферат – это письменное изложение учебного или научного материала на заданную тему, которое, в отличие от других работ, содержит объективное сравнение фактов, явлений или объектов.

Написать реферат – значит написать "изложение с элементами сочинения" на заданную тему, только не по литературе, а по новейшей истории научного направления, которое определил преподаватель или научный руководитель.

-2

Учитывая такую "бытовую", совсем примитивную аналогию, следует заметить, что написание изложения (в классическом понимании школьного урока литературы) подразумевает, что предварительно нужно прочитать произведение, на тему которого будет изложение, причем прочитать внимательно. В то же время, написание сочинения, как школьного труда, подразумевает выражения персональной точки зрения о каком-то событии, явлении, происшедшем в прошлом или происходящем сейчас.

Легко? Хм.. вроде да)

"Излагательная" часть реферата похожа на изложение по "русишу" в том плане, что и там, и тут выбирается нейтральная позиция наблюдателя за описываемыми процессами и явлениями, в которой отсутствует субъективная оценка происшедшего.

"Сочинительная" часть реферата отличается от "литературного" собрата в первую очередь тем, что необходимо сформулировать критерий, на основе которого дается оценка изложенным процессам и явлениям. В сочинении всё проще – происходило то-то и то-то, герой вел себя восхитительно, самоотверженно (или аморально, низко, подло), поэтому заслуживает воспевания/порицания. В научном реферате такое не прокатит)))

Нужно понимать, что в науке нет места для личностной, субъективной оценки, а есть множество показателей – "длина", "относительная степень влияния на внешнюю политику", "балансовая стоимость". Все эти показатели, выстроенные с учетом их важности, значимости, составляют общий критерий.

Показатель и критерий часто путают. Не путайте.

Чем плох реферат

Вот именно из-за такой строгости проводимого анализа рефераты и не взлюбили студенты – преподавателям довольно просто оценить знания обучаемых на основе того, насколько глубоко проведен анализ.

Много ли факторов учитывается при сравнении объектов (явлений, событий)?

С какой точностью расставлены приоритеты между ними?

Учитываются ли основные или дополнительные обстоятельства при подборе показателей?

Адекватные ли получены результаты?

Еще нередко бывает, что преподаватель или научник "имеет_мнение_хрен_оспоришь": убежден в том, что проведенный им самим лет 15-20 назад подобный анализ все еще актуален, и современные данные, взятые вами в расчет при анализе, свидетельствуют о вашей некомпетентности, хотя современные реалии указывают на закостенелость и несостоятельность именно его рассуждений. Это западня, и мы разберем ниже, как ее избежать.

В любом случае: проводите реверс-тестирование: проговорите полученные вами результаты, оценки, а затем перечитайте факты. Соответствует? Только честно!

-3

Чем реально хорош реферат

В реферате нет лично вашего лабораторного труда, а вся деятельность по его составлению – это сугубо аналитическая, "офисная" работа. Практические исследования выходят за рамки реферата, – это уже лабораторная или научно-исследовательская работа. Всё, что нужно сделать в реферате – внимательно и всесторонне оценивать факты.

Как подготовиться к написанию реферата

В первую очередь, следует вооружиться информационными ресурсами. Самой главной ошибкой будет взять что-то одно: один учебник (и больше ничего), одну статью в Интернете – реферат вообще не будет рефератом, если смотреть на объект исследования с одной стороны.

Возьмите временной запас (да, представьте, не в последний день перед сдачей!) дней 5-6, и хорошенько продумайте, как сложность заданной темы реферата поможет вам пройтись (до библиотеки) или передохнуть на диване (сидя в интернете). После того, как вы наберете, по меньшей мере, четыре первичных, а не перепечатанных информационных источника, считайте, что ваша работа на треть выполнена.

Теперь ваша задача – читать и желательно сразу делать пометки о том, какие факторы обозревает тот или иной автор.

Например: Автор1 выделяет такие-то факторы как предпосылки, утверждает, что это приведет к тому-то, считает явление в целом положительным, но отмечает такие-то недостатки.
Автор2 не видит четких предпосылок, но утверждает, что явление негативное, рано или поздно выльется в то-то, определяет неоспоримые достоинства такие-то.
-4

Структура реферата

Если совсем сухо, то скелет реферата уложится в небольшой список пунктов:

  • вступление
  • актуальность обозреваемой проблемы (явления, события)
  • изложение фактов в изначальной редакции источников
  • сочинение критерия, применяемого к оценке фактов
  • собственно оценка фактов или сравнение приводимых мнений о фактах
  • сочинение конечного решения по итогам реферата

Вступление включает в себя 3-4 вводных предложения, погружающих читателя или слушателя в суть вещей. Представьте, что человек пришел на вашу лекцию или включил фильм, в котором сейчас будет ваш реферат. Акцентируйте его внимание на том, о чем будете говорить или писать.

Буквально возьмите его, как значок на рабочем столе компьютера, и медленно тащите туда, где он должен оказаться.

Должно получиться!

Актуальность, как правило, определяется тем, насколько тема реферата связана с окружающей действительностью. Вы удивитесь, насколько далеко многие люди находятся от множества простых вещей! Действительно, иногда читателям или слушателям надо разжевывать буквально элементарные вещи: в Германии есть президент (а не только канцлер), карту МИР до сих пор нельзя привязать к Apple Pay, а для выезда за границу в Белоруссии не нужен дополнительный загранпаспорт. Это ж прямо ну совсем просто! (нет).

Если не поняли иронию, то поясню – в мире невозможно знать абсолютно всё, и если для вас та или иная вещь составляет вполне серьезную проблему, то некоторые люди могут ее не осознавать. Короче, актуальность в реферате прям очень важна.

Приведите читателя к тому, чтобы ему хотелось воскликнуть "Да как же мы раньше жили без этого?!"

Изложение пишите как в школе: не старайтесь дословно передать прочитанное, перефразируйте и сократите материал, иногда – предельно, вплоть до единого тезиса. Не забывайте, что в конце вам и восхвалять, и критиковать этот информационный источник, поэтому не перестарайтесь ни с лестью, ни с хейтом.

Повторите такое изложение для каждого источника, который имеет свой оригинальный взгляд на объект исследования.

Пришло время сочинения. Здесь пригодятся пометки, которые вы делали в процессе чтения первичных информационных ресурсов. Методично переносите их в свой реферат, но с одним условием – преломите сквозь сегодняшние реалии.

-5

Например, нет нужды говорить о том, что транзисторная или электровакуумная техника точна, ремонтопригодна и хорошо работает в 2020-м году, так как она морально устарела ещё в 1990-х.

А рассуждения о Марксе и Энгельсе в разрезе размножения цветковых растений из научных изданий советского периода лучше убрать,
не так ли?

Критерий оценки, как уже упоминалось, состоит из нескольких показателей. Выбирайте их, основываясь на том, насколько они адекватны сегодняшнему дню, специфике проблем, решаемых в отрасли или научном направлении.

Не забудьте расставить между ними приоритеты! Как это делать? Да элементарно. В смартфонах вы что больше цените: автономность, яркость дисплея, качество камеры или быстродействие? Ответьте! А в друзьях – щедрость, отзывчивость, прямоту или чувство юмора? М? Примерно по такому же принципу поступайте и с показателями: что-то очень важно, что-то не очень, а в чем-то вообще нет приоритета. Это и формирует пресловутый критерий.

Далее, когда критерий готов, можно начинать, как сквозь сито, пропускать через него материалы вашего изложения – изложенных фактов. Результаты записывайте так, как вы считаете нужным: можно в таблицу или в простой повествовательной форме. Этот материал и есть ваша оценка тех фактов, о которых шла речь в информационных источниках.

Всё, работа окончена. Иногда, если задание требует устного доклада, рекомендуется слегка "устаканить" доклад под формат публичного выступления. По умолчанию это 5-7 минут, что примерно составляет 3-4 страницы формата А4 шрифтом Times New Roman 14 с полуторным интервалом. Если тема достаточно презентабельная, а доклад красочный, то нехило будет сделать электронную презентацию. Это быстро и несложно, а слушать вас будут на порядок внимательнее.

Напоследок: по поводу застарелых стереотипов

Иногда, особенно в случае, когда имеете дело с устной защитой рефератов, можно "подыграть" слушателю: сообщить сначала то, на что он примерно рассчитывал, а потом слегка сместить фокус и оставить недосказанность в стиле:

...результат анализа в целом указывает на наличие фактов, свидетельствующих о том, что Земля плоская / в войне победила Германия / Ленин - гриб. При этом, за пределы реферата нецелесообразно выносить и то, что ряд исследователей выражает крайне противоположную точку зрения, ввиду чего следует всё же переложить однозначную трактовку этой довольно многогранной проблемы на плечи будущих исследователей, так как освещаемая тематика близка лично мне по духу, и неэтично будет давать субъективную оценку в рамках строго научного реферата.

Этот вариант является беспроигрышным. Вы указываете, на то, что вам небезразлична тема и как исследователю/обучающемуся, так и как личности. Преподаватель-оппонент обезоружен!

-6

Пару слов про оформление

Считаю нужным пояснить, что офисная этика, или культура оформления материалов, поступающих от соискателя или студента – это вещь, которая характеризует в целом его подход к делу. Иными словами, не следует сдавать реферат, замызганный грязью/чаем/пивом. Купите скоросшиватель за 3 копейки в магазине рядом с универом или в гипермаркете, от вас не убудет. Не представляете даже, как в эти моменты преподавателям тепло на душе!

P.S. Прошу не судить строго за абстрактное изложение каких-то понятий или терминов, так как я ставил перед собой задачу раскрыть процесс работы над рефератом наиболее универсально, не привязываясь к направлению науки, а это дело непростое. В голове витали мысли о технических науках, математике, экономике, политике, истории.

Пишите в комментах, попал ли я в струю вашего научного направления, а также то, что я упустил. С удовольствием отвечу на все комментарии по поводу и без)

Andrea Piacquadio, Polina Zimmerman, Suzy Hazelwood, fauxels: Pexels