Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Еще 5 культурологических отсылок из новой короткометражки Педро Альмодовара

Красный + синий в интерьере ванной комнаты из фильма «Человеческий голос», снятом в разгар пандемии
Красный + синий в интерьере ванной комнаты из фильма «Человеческий голос», снятом в разгар пандемии

Уже завтра монофильм с Тильдой Суинтон «Человеческий голос» выйдет в российский прокат. Мы уже рассмотрели ее эффектное платье с кринолином и проанализировали символику красного и синего в этой статье, внимательно пригляделись к отдельно взятому кадру с дизайнерской мебелью и хорошими книжками в недавнем материале. Но и это еще не все!

Обширный культурологический багаж Педро Альмодовара этим не ограничивается. Вот еще 5 художественных явлений, о которых режиссер обязательно напомнит при просмотре:

1. Дуглас Сирк и мелодрама

Для поклонников Педро Альмодовара не секрет, что на него повлияли гламурные мелодрамы американского режиссера Дугласа Сирка. Краски поп-арта, эмоциональный надрыв, страдающие женщины – всё это неизбежно заимствовано, переработано и интерпретировано на новый лад.

У героини Суинтон в «Человеческом голосе» есть коллекция DVD, среди которых почетное место занимает фильм Дугласа Сирка «Всё, что дозволено небесами» 1955 года.

2. Альберто Варгас и пинап

«Человеческий голос», интерьер. Справа на стене висит пинап Альберто Варгаса с изображением звезды немого кино Олив Томас
«Человеческий голос», интерьер. Справа на стене висит пинап Альберто Варгаса с изображением звезды немого кино Олив Томас

Художник родился в Перу, потом переехал в США и стал самым знаменитым мастером стиля пинап. Начинал как художник ревю «Безумства Зигфелда», позже публиковался в Playboy и Esquire. «Сомнительные» картинки обнаженных красоток сопровождали как военных, так и гражданских и пользуются популярностью до сих пор.

У Альмодовара пинап Варгаса «Воспоминания Олив» 1920 года спокойно висит на стене продуманного до мелочей интерьера. На картинке изображена актриса немого кино и одна из красоток Зигфелда Олив Томас.

3. Квентин Тарантино и постмодернизм

Можно найти немало параллелей в творчестве Альмодовара и Тарантино – двух остроумных постмодернистов мирового кино. Их многое связывает, даже количество букв в фамилиях одинаковое! В 2012 Тарантино записал трогательный ролик-посвящение старшему коллеге:


Стоит ли говорить, что в домашней киноколлекции героини из «Человеческого голоса» обнаружился фильм «Убить Билла»?

4. Роберто Росселлини и его женщины

Как я уже писала, «Человеческий голос» – это пусть вольная, но все-таки экранизация. За основу взята одноименная пьеса Жана Кокто, которую до Альмодовара экранизировал не кто иной, как Роберто Росселлини. В его фильме «Любовь» (1948) в первой части, основанной на тексте Кокто, сыграла великая Анна Маньяни, с которой у режиссера Росселлини был роман.

Анна Маньяни в фильме «Любовь», первой экранизации пьесы Жана Кокто
Анна Маньяни в фильме «Любовь», первой экранизации пьесы Жана Кокто

По иронии судьбы, в том же 1948 любовь закончилась – и пришла новая: на съемках «Стромболи, земля Божья» он знакомится с Ингрид Бергман, которая станет его женой. И еще одно совпадение, о котором я уже упоминала: в 1966 Бергман сыграет в телеэкранизации этого же текста Кокто «Человеческий голос» Теда Котчеффа.

5. Педро Альмодовар собственной персоной

В «Человеческом голосе», как и в предыдущих своих фильмах, Альмодовар цитирует самого себя, что не запрещено и даже приветствуется. Кто такая героиня Тильды Суинтон, если не женщина на грани нервного срыва? В этом культовом фильме 1988 – тоже красно-синие акценты, дизайнерская мебель, страдающие от любви дамы… Даже постер похож!

Приятного просмотра!