Последняя треть XIX — начало ХХ вв. отмечены невероятными темпами развития промышленности и технологий. В отличие, например, от научной революции XVII века или промышленного переворота в середине XVIII века, в этот период технические новшества стали доступны для всего общества. Естественно, они стали элементом не только повседневной жизни, но и искусства.
Искусство эпохи индустриального общества отмечено созданием новых культурных форм, которые стали средством борьбы с традиционализмом (например, модерн, авангард, футуризм). У общества появились новые ценности, и искусство должно было соответствовать им. Это выражалось не только в развитии новых тем в искусстве, но и в применении новой технологии фиксации окружающего мира — фотографии.
Слово «Фотография» состоит из двух древнегреческих корней, которые переводятся как «свет» и «пишу». Соответственно, основной принцип фотографии — светопись, то есть техника рисования светом. Это возможно благодаря светочувствительной матрице внутри фотоаппарата. Становление фотографии как отдельного вида искусства связано с развитием и совершенствованием фототехники. Чем проще было проявить изображение, чем меньше места занимал сам фотоаппарат и чем удобнее он был в использовании, тем быстрее фотография входила в повседневную жизнь людей. В 1888 г. произошла «революция» в мире фотографии: компания Kodak запустила портативные домашние камеры в массовое производство, сделав их доступными не только для богатых, но и для людей со средним доходом. Таким образом, фотография стала элементом массовой культуры.
Огромную роль в становлении фотографии как массового искусства сыграли газеты. Именно к XX веку газетное дело достигает своего расцвета: повышается грамотность населения, ведь многие цензы, ограничивающие доступ к образованию, были отменены. Соответственно, владельцы газет и журналов начинают бороться за аудиторию и стремятся привлечь как можно больше читателей. В газетах появляется реклама, громкие заголовки и конечно же фотографии.
Почему фотографии так привлекали людей и как они повлияли на их самосознание?
Фотография была прорывным явлением, потому что она воспринималась как объективное отображение реальности. Она исключала посредника (художника) между самим предметом и его изображением. Художник преобразует действительность, он может не видоизменять форму предмета, но так или иначе на картине он отображает свое восприятие этого предмета. Напротив, фотография лишь фиксирует окружающую действительность, что повышает ее достоверность. Фактически, люди начала XX века были убеждены, что изображение на снимке — 100% правда.
Этот прием очень активно использовали газетчики. Если под газетной статьей читатель видел соответствующую фотографию, то он автоматически считал прочитанный материал правдивым, ведь нельзя же на снимке запечатлеть то, чего не было на самом деле (и да, Photoshop — изобретение не нашего времени, он был популярен и раньше и назывался тогда «метод коллажа». Коллаж станет популярным в 1920–1930-х годах).
Фотография оказала колоссальное влияние на психологию людей. Она стала символом новой эпохи. Человек хотел иметь у себя дома фотографию, чтобы ощутить свою причастность к новому миру. Это стремление подпитывало еще и то, что до открытия фотографии написанный красками или высеченный в камне портрет был доступен только элите. А к ХХ веку почти у каждой семьи был свой фотоальбом с семейными фотографиями. То есть фотография способствовала стиранию социальных различий между различными группами в умах самих людей.
Фотография как отдельный вид искусства
Долгое время фотография считалась «бесстрастной», поскольку она лишь отражала реальность, то есть в фотографии не читалась личность человека, который ее сделал. Кроме того, фотоаппарат был доступен большому количеству людей, каждый из них делал свои любительские снимки, а если много людей делают одно и тоже, то сложнее доказать, что ты делаешь что-то особенное.
Тем не менее талант берет свое, и уже к началу XX века появилось много профессиональных фотографов. Они не просто делали снимки, но и стремились придать своих работам пикториальный, то есть подражающий живописи вид. Фотографы большее внимание уделяли композиции снимка, игре света и тени, костюмам, моделям и так далее. Процесс съемки стал занимать больше времени из-за поиска ракурсов. Таким образом, человек снова становился творцом, он так же как и художник, преобразует действительность и создает нечто совершенно новое. Отличаются они друг от друга лишь тем, что используют разные инструменты.
У каждого фотографа есть своя эстетика, своя философия, свое миропонимание. Так, в ХХ веке фотография произвела переворот в самосознании американских женщин.
Несмотря на то, что в начале XX века американские женщины не имели права даже голосовать, многие из них активно участвовали в развитии фотографии как искусства. В 1910-х годах многие женщины увлекались семейной фотографией (элемент массовой культуры). Среди них были профессиональные женщины-фотографы, которые в своем творчестве затронули ряд остросоциальных и даже табуированных тем.
Элис Остин стала одним из первых американских социальных фотографов, делая остросоциальные снимки иммигрантов и уличных торговцев Манхэттена. В своих снимках она запечатлела жизнь Нью-Йорка в конце XIX - начале XX века.
Фрэнсис Бенджамин Джонстон была одной из первых фотокорреспондентов. Ее самой известной работой является так называемый The Hampton Album (Альбом Хэмптона). В 1899 году ей поручили сделать фотографии к 30-летию Хэмптонского университета, в котором обучались афроамериканцы и коренные американцы.
Энн Бригман - первая женщина, которая создала серию обнаженных женских фигур на фоне живописных пейзажей, показав наготу женщины в фотографии. Она черпала вдохновение в символизме и романтизме живописи, часто обращалась к языческой мифологии, превращая своих моделей в поэтические воплощения божеств. Очень большое внимание Энн Бригман уделяла обработке фотографий, добиваясь нужного эффекта (использовала все средства от обычной ретуши до печати с нескольких негативов). Энн Бригман по праву считается одним из лучших фотографов-пикториалистов начала XX века.
Таким образом, фотография изменила мир людей XX века. Она стала символом новой культуры — культуры, свободной от предрассудков, классовых и гендерных различий.