Не великъ и не знатенъ городъ Краснослободскъ, не богата рѣзкими фактами его исторія. Вызванный къ жизни назадъ тому не болѣе двухъ съ половиною вѣковъ; поставленный въ глуши, вдали отъ центровъ русской исторической дѣятельности, Краснослободскъ по тому самому не могъ заявить себя въ исторіи, не могъ связать своего имени съ какимъ-либо крупнымъ историческимъ фактомъ. Но чтожъ дѣлать! — всякому свое...
Что было на земляхъ нынѣшняго Краснослободскаго уѣзда восемь— сотъ, семь сотъ лѣтъ тому назадъ,— мы не знаемъ, да вѣроятно и знать-то нечего. Кто жилъ тогда на этомъ мѣстѣ, какъ жилъ, да и жилъ ли кто,— все это осталось безъ слѣда въ исторіи, безъ говора въ народныхъ преданіяхъ. Вся страна Краснослободскаго уѣзда — это, какъ говорятъ разсказы старожиловъ, была
— 561 —
одна, почти сплошная лѣсная чаща 1), которая, кромѣ волковъ да медвѣдей, бобровъ, лисицъ 2) и разной мѣлкой дичи, могла пріютить въ себѣ развѣ простудушное племя Мордвы, исконныхъ любителей лѣсовъ и болотъ. И дѣйствительно, мордвины, по своему нарѣчію распавшіеся на два особыя племени — одни съ незапамятныхъ временъ живутъ по берегамъ Суры и Волги (Рзяне), другіе пріютились по рѣкѣ Мокшѣ и съ именемъ „Мокша“ остаются и до селѣ. Назадъ тому шесть-сотъ лѣтъ Рубруквисъ, посолъ нѣмецкаго Императора Людовика Святаго, проѣзжая изъ Тавриды, или Козаріи, видѣлъ бѣдныя хижины „Мокшанъ" — мордвиновъ нарѣчія „Мокша", кое-гдѣ, разбросанныя по густымъ дремучимъ лѣсамъ 3). Впрочемъ гдѣ именно видѣлъ Рубруквисъ Мокшанъ — не знаемъ, но едва ли они не принадлежатъ собственно Краснослободскому краю 1 2 3 4). Какъ бы то ни
---------------
1) Правая сторона рѣки Мокши была сплошь покрыта лѣсомъ, который въ XVIІ и XVIII столѣтіяхъ былъ извѣстенъ подъ именемъ „Большаго Мокшанскаго“ лѣса. Только назадъ тому 20, 30 лѣтъ за селами, ближайшими кь Мокшѣ, стали являться новыя поселенія, таковы: с. Карьга, с. Долговирясы, с. Новый Усадъ, с. Ново-Дѣвичье. Лѣвая сторона Мокши была открытѣе; тамъ лѣсъ является въ видѣ отдѣльныхъ рощъ. На это указываютъ названія селъ: Липяги (Липягъ — липовая роща) - нынѣ с. Никольское, Дуброва — нынѣ слободскіе Дубровки, Дубровки — прежде Татарскіе, нынѣ Базарные Дубровки, дер. Заберезово.
2) Бобры были въ Краснослоб. уѣздѣ и въ XVII стол. (какъ это видно изъ дѣлъ архива Красносл. уѣзд. суда). Лисицы, волки и медвѣди есть и нынѣ.
3) Истор. Карамз. т. IV стр. 65; прим. 67.
4) На картѣ, приложенной при первомъ томѣ исторіи Устрялова, „Русь съ 1328 по 1462 годъ“, поставленъ какой-то “Мокшанскъ“, но не на томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ городъ Мокшанъ, а много сѣвернѣе, ниже Наровчата, при поворотѣ рѣки Мокши
— 562 —
было, по краснослободскіе мордвины были, кажется, аристократичнѣе другихъ, по крайнѣй мѣрѣ тѣхъ, которые живутъ въ сѣверо-западной части Пензенской губерніи. На это указываетъ слѣдующее: въ уѣздахъ Инсарскомъ, Краснослободскомъ и Наровчатскомъ съ памятію о прежнихъ своихъ (языческихъ) моленіяхъ Мордва и доселѣ соединяютъ имя рѣки Мадаевки, а эта рѣка принадлежитъ Краснослободскому уѣзду: такимъ именемъ называется небольшая рѣчонка близь стариннаго мордовскаго селенія Синдорова. Мадаевка, какъ видится, была священной рѣкой мордовскаго племени... 5).
Въ XIV столѣтіи, если не прежде, т. е. назадъ тому лѣтъ сотъ пять, Краснослободская лѣсная пустыня увидѣла надъ собою новыхъ хозяевъ татаръ. Властвуя надъ всевозможными русскими краями, татары не оставляли, конечно, безъ вниманія и нашей страны. 5 6). Ханъ Золотой Орды поручилъ управленіе темниковскими улусами, къ которымъ принадлежалъ и нынѣшній Краснослободскій уѣздъ, особому князю. Главнымъ станови-
-----------------
съ сѣвера на западъ, именно въ сѣверной части Краснослободскаго уѣзда. Если это не ошибка литографіи, то спрашивается: какой это Мокшанскъ?.. Нынѣшній Мокшанъ построенъ въ 1558 году, при Еленѣ, матери Грознаго, а карта показываетъ города отъ 1328 по 1462 годъ; еще: Мокшанъ построенъ въ мещерской землѣ, а не въ мордовской, на мѣстѣ издревле именуемомъ „Мурунза“, а не Мокшанскъ (истор. Кар. т. VIII стр. 44). Слѣд. нынѣшній Мокшанъ и Мокшанскъ, что на картѣ Устрялова — двѣ вещи разныя.
5) Преданіе о рѣкѣ Мадаевкѣ требуетъ лучшей разработки, а это возможно только при близкомъ знакомствѣ съ мордовскимъ языкомъ и мордовскимъ домашнимъ бытомъ.
6) Послѣдующія свѣдѣнія заимствованы изъ „Описанія Сатисограда — Саровской пустыни“. 1866 г. Москва.
— 563 —
щемъ, или столицею этого князя, былъ городъ Сареклычь, находившійся на этомъ самомъ мѣстѣ, гдѣ стоитъ нынѣ извѣстная Саровская пустынь. Послѣдній владѣтель этого города, князь Беханъ, кромѣ ближайшихъ татарскихъ селеній владѣлъ поселеніями въ нынѣшнихъ уѣздахъ Алатырскомъ (Симб. губ.), Саранскомъ и Наровчатскомъ. Но этотъ князь, тревожимый русскими, принужденъ былъ оставить прежнее мѣсто жительства. Онъ двинулся вверхъ по Мокшѣ и основалъ новое становище на правомъ берегу рѣки Мокши, близъ села Канфъ-Гушъ, въ 10 верстахъ отъ нынѣшняго Краснослободска. Новое становище было укрѣплено большими валами: слѣды этихъ валовъ видны и доселѣ. Это было или при Димитріѣ Донскомъ, или сынѣ его Василіѣ Димитріевичѣ, слѣдовательно назадъ тому около 470 лѣтъ. Долго ли жилъ здѣсь князь Беханъ и куда онъ дѣвался потомъ — неизвѣстно 7), но слѣды его хозяйственнаго заведенія остались; то были, какъ говорятъ, поросты конопли, по которымъ Мордва, занявшіе это мѣсто послѣ татаръ, и дали названіе тому мѣсту: слово Канфъ-Гушъ съ мордовскаго языка (нарѣчія ,,Мокша“) значитъ „конопляная поляна“. 8)
Въ Краснослободскомъ уѣздѣ доселѣ сохранилось преданіе, что Іоаннъ Васильевичъ Грозный, когда шелъ на покореніе Казани, проходилъ будтобы чрезъ сѣверную часть Краснослободскаго уѣзда; здѣсь онъ перешелъ рѣку Мокшу въ бродъ по камнямъ, отчего и то село,
----------------
7) Тамъ же стр. 7 и 8.
8) Такъ передавалъ намъ о с. Канфъ-Гушахъ бывшій священникъ того села, нынѣ покойникъ, о. Димитрій Ив. Сацердотовъ.
— 564 —
которое стоитъ близъ того мѣста, названо „Каменнымъ Бродомъ“. Преданіе это въ своемъ настоящемъ видѣ болѣе чѣмъ невѣроятно, но быть не можетъ, чтобы оно было чистой выдумкой. Не безъ причины, конечно, поминается и имя Грознаго. 9) По бумагамъ, какія теперь у насъ подъ руками, видно, что если не весь Краснослободскій уѣздъ, то по крайней мѣрѣ сѣверная часть его въ послѣдніе годы царствованія Грознаго принадлежала царю русскому. 10)
---------------
9) Основаніемъ преданія о селѣ Каменномъ Бродѣ послужило, вѣроятно, слѣдующее обстоятельство. Когда Грозный шелъ съ ратью на Казань, темниковскій князь съ своею дружиною, состоявшею изъ татаръ и мордвиновъ, долженъ былъ соединиться съ главною ратью, при которой находился самъ Грозный. При этомъ-то походѣ темниковскому князю и пришлось перейти Мокшу близь села Каменнаго Брода, такъ какъ это село стоитъ прямо на дорогѣ отъ Темникова къ Алатырю, на который шелъ Грозный. (Истор. Карамз. Т. VIII стр. 174). Слѣдственно близъ Каменнаго Брода прошла только рать (да и то, не главная), участвовавшая во взятіи Казани; а преданіе, для красоты разсказа, прибавило къ рати и царя. — Въ преданіи о селѣ Каменномъ Бродѣ допущена, кажется, напрасная прибавка, будто Грозный велѣлъ набросать въ Мокшу камней, а отсюда и названіе, „Каменный Бродъ“. Но, во-первыхъ, Мокшу и нынѣ во многихъ мѣстахъ можно переходить въ бродъ, а прежде Мокша, какъ говорятъ, была мельче. Во вторыхъ, изъ камней моста не дѣлаютъ, да и гдѣ ихъ было взять? не лучше ли было навести мостъ, это было и удобнѣе и скорѣе. Въ-третьихъ, если и дѣйствительно дѣло было такъ, какъ говорятъ, то этотъ одинъ переходъ по камнямъ едвали сдѣлался бы достояніемъ преданія. Дѣло было, кажется, проще: чрезъ „Каменный Бродъ“ шла дорога изъ Темникова къ Атемару и далѣе къ Симбирску. Мѣсто переправы, переброда чрезъ Мокшу названо „каменнымъ“ (а почему — на то могли быть свои причины). На мѣстѣ переправы явилось селеніе, которое и оставило за собой имя прежняго урочища.
--------------
10) Въ Выписи, данной въ 7122 (1614) году по грамматѣ
— 565 —
Изъ селеній Краснослободскаго уѣзда, существовавшихъ до 1600 года, мы знаемъ только три, это татарскія селенія: Кадышево 11), Тенишево 12) и Куликѣево * 11 12 13).
Въ Кадышевѣ жили тогда служилые татарскіе мурзы, потомки прежнихъ владѣтельныхъ князьковъ. Они владѣли помѣстьями и за это обязывались „служить всякія государевы службы“ 14).
Другое татарское селеніе Тѣнишево... оно едва не имѣло въ своей исторіи чего либо особеннаго... Тенишево стояло на правомъ берегу рѣки Мокши, на одной изъ полянъ, принадлежащихъ нынѣ Краснослободскому Спасопреображенскому монастырю, и буквально было спрятано и отъ солнца и отъ людей. Съ одной стороны его закрывалъ такъ называемый „большой Мокшанскій лѣсъ“, во многихъ мѣстахъ пересѣкаемый болотами и трясинами, едва проходимыми и доселѣ. Въ Тенишевѣ
---------------
царя Михаила Ѳеодоровича мурзѣ Акбулаю Тенишеву на Кадышевскую землю, сказано: „служилъ-де отецъ его всякія государевы службы лѣтъ сорокъ и отца-де его Тениша не стало...“.
Слѣд. Тенишъ былъ на русской службѣ съ 1573 года, за 10 лѣтъ до смерти Грознаго. (Означенная выпись въ подлинникѣ хранится при дѣлахъ архива Краснослоб. Уѣзд. Суда, по описи № 16.)
11) См. прим. 10.
12) Хронол. карт. Павлищева. 1845 г.
13) См. прим. 17.
14) Изъ Кадышевскихъ мурзъ извѣстны: Тенишевы, Суховы, Бахтеяровы (не потомки ли того Бахтеяра, родственника Ахмата, „царя Большія Орды“, что пришелъ на русскую службу изъ Астрахани въ 1502 году? Истор. Карамз. Т. VI, въ допол. выпис. (къ примѣч.) подъ 1502 годомъ). Родословныя означенныхъ князей при дѣлахъ арх. Кр. Уѣзд. Суда №№ 10, 15, 25.
— 566 —
жили тогда „татарови отъ воинскихъ людей въ крѣпи“... 15). Но этимъ татарамъ что-то не жилось въ Тенишевѣ; они оставили прежнее мѣсто жительства и перешли на лѣвую сторону рѣки Мокши на свои „гуменныя мѣста“. Но и здѣсь имъ не привелось жить; они оставили свои дворы и ушли дальше на западъ (нынѣ деревня Крутояръ, Тенишево тожъ); въ пустые ихъ дворы переведены были дворцовые крестьяне изъ разныхъ селъ. Это было уже въ концѣ 1600-хъ годовъ. 16).
Кромѣ этихъ двухъ татарскихъ селеній въ концѣ XVI столѣтія были и другія. Такъ въ „Аксельскомъ стану“ 17) извѣстна татарская деревня Куликѣево (отъ
----------------
15) Что значитъ выраженіе — „отъ воинскихъ людей въ крѣпи? Мы не имѣемъ возможности дать опредѣленное значеніе этому выраженію. Подъ именемъ „крѣпи“ можно разумѣть крѣпость, т. е. крѣпостную бумагу на землю; но такія бумаги въ XVII столѣтіи назывались крѣпостями, какъ это видно изъ имѣющихся подъ нашими руками бумагъ. При томъ же, если подъ именемъ ,„крѣпи“ разумѣть крѣпостную бумагу, то къ чему слова „отъ воинскихъ людей“?... Гораздо лучше разумѣть подъ именемъ крѣпи — укрѣпленнійце, укрѣпленное мѣсто. Если такъ, то значитъ Тенишево было татарское укрѣпленіе противъ русскихъ.... Такъ и думается, что Тенишево было однимъ изъ тѣхъ многочисленныхъ притоновъ татарской вольницы, которые точно болячки облегали тогдашнюю русскую Украйну. И не по этому ли случаю Тенишево запало на карту Павлищева?
16) Свѣдѣнія о Тенишевѣ заимствованы изъ грамматы царей Іоанна и Петра Алексѣевичей, 7198 (1590) года, по спорному дѣлу о землѣ, принадлежащей Краснослоб. Спасопреображенскому монастырю. Копія съ этой грамматы при дѣлѣ архива Краснослоб. Уѣзд. Суда, 1718 г. по описи № 20.
17) Въ 1600-хъ годахъ Темниковскій уѣздъ дѣлился на станы (вѣроятно мѣста стоянокъ правительственныхъ лицъ, отправлявшихся для сбора податей; такъ извѣстны станы: „верхъ-мокшанскій“ (нагорная, лѣвая по теченію Мокши, страна Краснослоб.
— 567 —
собств. татар. Куликѣй), 18) на рѣчкѣ Уреѣ.
Вотъ что было на нашей Краснослободской землѣ до 1600 года, или до того времени, какъ крестьяне, по мысли Бориса Годунова, были навсегда прикрѣплены къ землѣ (1602)! Правда, свѣдѣнія эти коротки, но что дѣлать! И можно ли требовать многаго отъ тогдашняго времени? Тогдашній русскій царь имѣлъ у себя чиновниковъ-воеводъ и бояръ, имѣлъ и въ Краснослободскомъ краю „служилыхъ мурзъ“ обязанныхъ „служить всякія государевы службы“; служилые мурзы имѣли жалованную землю; по этимъ землямъ, какъ стадо по широкому лугу; ходили крестьяне, полудикій, полукочевой русскій народъ, не имѣвшій ни земли, ни дворовъ, за то обладавшій правомъ хоть каждый годъ, около Юрьева дня (26 Ноябр.), смѣнять мѣсто жительства. Но правительство хорошенько не знало, чего требовать отъ служилыхъ людей; служилые люди не знали хорошенько рубежа своей земли; а земля не знала на себѣ по-
--------------------
уѣзда); „залѣсный“ (за большимъ мокшанскимъ лѣсомъ; села его вошли частію въ Саранскій, частію въ Инсарскій уѣзды); „теплый станъ“, или „станъ на тепломъ полѣ“ (гдѣ нынѣ село Тепловка Инсар. уѣзда). Значитъ станы назывались по мѣстности, по урочищамъ.— Было ли въ Аксельскомъ стану село Акселъ — нельзя утвердить этого, тѣмъ болѣе, что слово „акселъ“ принадлежитъ, кажется, къ числу нарицательныхъ старинныхъ русскихъ словъ.
18) Выпись, данная въ 7134 (1626) году по грамматѣ царя Михаила Ѳеодоровича мурзамъ Енбѣ мурзѣ Мамкѣеву, Девлетъ-Кильдѣ, мурзѣ князь-Кибянову, Куликѣю мурзѣ Базадину и другимъ. Въ этой выписи имѣнья мурзъ называются отцовскими, слѣд. эта деревня (Куликѣево) основана раньше 1600-го года. (Копія съ этой грам. найдена нами у князя Ник. Ник. Девлетъ-Кильдѣева).
— 568 —
стоянныхъ жителей. Все шло, какъ пришлось, всякій владѣлъ „оптомъ“. Если бы насъ спросили, какіе были христіане на Краснослободской землѣ до 1592 года,— мы сказали бы, что христіане и были и нѣтъ. У помѣщиковъ — мурзъ кто нибудь да работалъ, слѣд. были и крестьяне (христіане)... Но эти крестьяне не были постоянны.
Какіе были тогда въ Краснослободской странѣ церкви — неизвѣстно; по имѣющимся у насъ подъ руками бумагамъ мы не нашли даже и темнаго намека на существованіе хоть одного храма.
Съ восшествіемъ на русскій престолъ благословеннаго дома Романовыхъ исторія Краснослободскаго края становится нѣсколько яснѣе.
Въ 1627 году основана крѣпость Красной — Слободы 19); съ 1629 года недалеко отъ Слободы, извѣстно русское селеніе Плужное (селеніе, „по-лугу") 20). Кромѣ того тогда же были: деревня (татар.) Ковыляй * * 20 21) и какой-то Пурдошевскій монастырь 22).
Краснослободская крѣпость, какъ видно доселѣ по ея слѣдамъ, занимала не очень большое пространство, ша-
------------------
19) Памятн. книж. Пензенской губерніи, изданная Пенз.-Губ.
Статистич. Комитетомъ. Пенза.
20) Грам., цитов. въ примѣч. 16-мъ.
21) Выпись, цитов. въ прим. 18-мъ.
22) Тамъ же. Въ означенной выписи говорится: ,,и по выписи воеводы (темниковскаго) Алексѣя Мѣшкова — Плещеева 126 (1618) года отдѣлено старинныя ихъ усады (усадьбы) за рѣкою Мокшею (отъ рѣки Урея), противъ монастыря Пурдошекъ.“.... Далѣе: „продалъ (кто? — по выписи не видно) Пурдошевскаго монастыря слугѣ Гришкѣ Кузмину“.... Пурдошевскій монастырь, какъ видится, былъ не на лѣвой, а на правой сторонѣ Мокши.
— 569 —
говъ двѣсти въ длину и шаговъ полтораста въ ширину. Она имѣла видъ правильнаго параллелограмма, состояла конечно изъ высокаго тына, или забора, и окружена была глубокимъ рвомъ, въ который вода была проведена изъ близъ-лежащаго озера, или точнѣе трясины 23). Слѣды этого рва видны и доселѣ, особенно на площади противъ алтаря соборной церкви; отъ прежняго рва остался прудъ, что по правую сторону Благовѣщенской церкви. Не очень давно этотъ прудъ былъ много длиннѣе, такъ что изъ города къ Собору 24 *) ходили и ѣздили по мосту (какъ нынѣ къ „дому градскаго общества“). На томъ мѣстѣ, гдѣ была трясина, усѣянная кочками, нынѣ стоитъ двухъ-этажное каменное зданіе (лавка Соловьевыхъ).
Хотя мы и не имѣемъ положительныхъ свѣдѣній о томъ, кто были первые поселенцы Красной-слободы, но нужно думать, что то были служилые военные люди: пушкари, солдаты, казаки съ ихъ женами и дѣтьми 26). Впрочемъ большинствомъ поселенцевъ были — должно быть — дворцовые крестьяне, и самая крѣпость имѣла значеніе убѣжища въ случаѣ какой-либо опасности. На это указываетъ самое названіе „слобода“,— названіе, при-
----------------
23) Преданіе.
24) Соборная церковь была въ стѣнахъ крѣпости.
25) Такъ говоритъ преданіе.
26) На это указываютъ названія: Пушкарская слобода, Пушкарскій мостъ, Казачій лѣсъ, Солдатская улица. Пушкари поминаются по бумагамъ первой половины XVIII столѣтія (дѣла арх. Кр. Уѣзд. Суда); слѣдов. и пушкарская улица могла быть, и по всей вѣроятности была, раньше пугачевскаго бунта.... (Пенз. Губ. Вѣд. 1865 г. № 31 ст. Прозина).
— 570 —
личное мирному обиталищу, а не боевому пункту. 27).
Такъ явилась Красная - Слобода, или какъ значится по оффиціальнымъ бумагамъ XVII столѣтія, „Великаго Государя дворцовая Красная Слобода”. И не даромъ же дано ей названіе „Красная” 28). Мѣстоположеніе Краснослободска и нынѣ очень живописно и довольно привольно, но оно было несравненно лучше назадъ тому двѣсти пятьдесятъ лѣтъ. Краснослободская дѣвственная природа была тогда во всей красѣ; мѣсто было, какъ выражались тогда „пчелисто и пажитно”. 29). Въ дикихъ лѣсахъ росли въ изобиліи сливы. 30). Однимъ словомъ дѣвственная природа этого края не смята была грѣшной рукой человѣка.
Самая первая церковь въ Красной — Слободѣ — это церковь во имя Живоначальныя Троицы, что нынѣ Троицкій Соборъ. Построеніе ея съ большою вѣроятностію можно относить на счетъ правительства, строившаго крѣпость 31), и годъ ея постройки тотъ же, что и годъ
---------------
27) Крѣпость — не слобода; для первой было тогда свое названіе „острогъ“ („Троицкій острогъ“ — Троицкъ, „Керенскій острогъ“ — Керенскъ).
28) Старинное „красный“ тоже что нынѣшнее „прекрасный“ (красное солнышко, красная дѣвица).
29) О множествѣ пчелъ мы будемъ говорить, если Богъ дастъ, впослѣдствіи. О пажитяхъ поминается и въ настоящей статьѣ.
30) На это указываетъ гербъ г. Краснослободска, представляющій въ серебряномъ полѣ четыре сливныя вѣтви, переплетенныя между собою. (Пам. книж. Пенз. губ.). Сливы изрѣдка встрѣчаются въ садахъ Краснослоб. уѣзда.
31) По древнему русскому обычаю церковь строилась вмѣстѣ съ крѣпостью; такъ для города Свіяжска стѣны для крѣпости и церкви были срублены въ лѣсахъ Углицкихъ и сплавлены къ мѣсту по Волгѣ. (Истор. Карамз т. VIII, стр. 140).
— 571 —
основанія крѣпости — 1627. Впрочемъ это только догадка 32). Церковь эта была конечно деревянная: то была единственная церковь въ Красной—Слободѣ. Въ 1629 году въ Красной — Слободѣ былъ нѣкто „путный ключникъ Ѳедоръ Малый", коему поручено было переписать земли въ Красной — Слободѣ и вокругъ; это первая извѣстная намъ перепись („писцовыя книги"). По „писцовымъ книгамъ" Ѳедора Малаго значится, что за причтомъ Троицкой церкви есть уже земля 33), отведенная вѣроятно въ то время, когда построена церковь и когда причтъ Троицкой церкви, наравнѣ съ своими прихожанами-пушкарями и солдатами, могъ считаться не иначе, какъ на царской службѣ.
Изъ селъ нынѣшняго Краснослободскаго уѣзда, существовавшихъ въ первой половинѣ XVII столѣтія, достойны замѣчанія села: Уреи и Плужное. Село Уреи явилось вмѣсто деревни Куликѣевы (на мѣстѣ ли прежней деревни, или на другомъ — неизвѣстно). Тамъ жили служи-
--------------
32) Въ Типиконѣ, доселѣ находящемся въ употребленіи въ Краснослободскомъ соборѣ, въ ключѣ зрячей пасхаліи между 1613 и 1614 годами написано полууставомъ: „освятися храмъ Троицкій." Эту надпись принимаютъ за указаніе на годъ первоначальнаго построенія Троицкой церкви. Нѣтъ сомнѣнія, что она не принадлежитъ нынѣшнему поколѣнію, но мы не можемъ дать ей вѣры, и вотъ почему: надпись эта сдѣлана назадъ тому не болѣе ста лѣтъ (въ царствованіе Елизаветы Петровны); сомнительно, чтобы тогдашній причтъ могъ хорошо знать что было назадъ тому полтораста лѣтъ. Ошибка въ хронологіи не рѣдкость и въ ученыхъ тогдашняго времени. Если надпись сдѣлана на основаніи какого либо документа, намъ неизвѣстнаго, въ такомъ случаѣ выходитъ, что Слобода явилась прежде крѣпости. Можетъ быть и это ...
33) Выпись на землю, хранящаяся въ ризницѣ Краснослоб. собора. Снес. грам., цитов. въ прим. 16-мъ.
— 572 —
лые татарскіе мурзы и князья; изъ нихъ замѣчателенъ князь Девлетъ-Кильдѣй, родоначальникъ князей Девлетъ-Кильдѣевыхъ 34).
Въ селѣ Плужномъ жилъ тогда нѣкто крестьянинъ Баженко 35), Ѳедоровъ сынъ, Чичаръ, вписавшій свое имя въ исторію Краснослободска по милости своего потомка (кажется внука) Путилки Дмитріева. Объ немъ мы скоро будемъ говорить отдѣльно 36).
(Продолженіе будетъ).
— 594 —
(Продолженіе).
Съ половины XVII столѣтія Краснослободскій край сталъ окончательно безопасенъ. Сторожевая линія, отъ нападенія хищныхъ татаръ, отодвинулась болѣе, чѣмъ на сто верстъ. Служилые военные люди, получавшіе землю за свою службу, остались осѣдлыми, постоянными жителями Красной—Слободы, и обратились въ хлѣбопашцевъ. Красная—Слобода продолжала числиться въ Темниковскомъ уѣздѣ 38), но въ ней былъ тогда свой воевода, посаженный сюда, вѣроятно, въ то время, когда основана крѣпость. Впрочемъ этотъ воевода, кажется, имѣлъ назначеніе не столько „воевать“, сколько заниматься хозяйственными распоряженіями: Красная—Слобода въ 1650-хъ годахъ имѣла значеніе царской житницы, царскаго загороднаго двора или хутора (если только она не была тѣмъ съ самаго начала) 39). Разный зерновой хлѣбъ, сѣно, медъ, лошади, быки и нѣсколько рублей денегъ — вотъ все, чѣмъ Красная—Слобода давала о себѣ знать тогдашней матушкѣ — Москвѣ бѣлокаменной.
Неизвѣстно, когда и по чьей мысли въ Красной — Сло-
---------------
38) Краснослободская страна, какъ мы говорили выше, искони входила въ составъ Темниковскаго края.
39) Послѣдующія свѣдѣнія заимствованы изъ „памяти" присланной на имя „стряпчаго хлѣбеннаго двора“ Саѳона Глѣбовскаго (въ Красной Слободѣ), по челобитью протопопа Александра объ отводѣ земли... 7202 (1694) года. Подлинная „память“ хранится въ ризницѣ Красн. Собора.
— 595 —
бодѣ были устроены „царскія кобыличьи конюшни“; здѣсь же былъ „царскій воловенный дворъ“. По берегамъ рѣки Мокши стелются великолѣпныя пастбища. Дворцовые крестьяне должны были косить сѣно на этихъ лугахъ и представлять оное въ Слободу на такъ называемый „остоженный дворъ“, гдѣ, такимъ образомъ, собиралось стоговъ за сто. Сѣно съ этого двора шло на кормъ лошадямъ и быкамъ. Для храненія собираемаго крестьянами зерноваго хлѣба былъ особый, „хлѣбенный дворъ“, которымъ, равно какъ и другими заведеніями,— вмѣстѣ съ воеводой завѣдывалъ особый чиновникъ — „Стряпчій хлѣбеннаго двора“ 40 41 42).
Итакъ, царскія кобыличьи конюшни, воловенный дворъ, хлѣбенный дворъ, остоженный дворъ — вотъ что красовалось тогда на Краснослободской горѣ; вотъ чему, вмѣстѣ съ домомъ воеводы и группами крестьянскихъ хижинъ, дано ласковое названіе „Красной—Слободы“!.. Надо всѣмъ деревянно-соломеннымъ строеніемъ этого обиталища едва возвышалась одна — единственная деревянная церковь (во имя Живоначальныя Троицы); а кругомъ все лѣсъ, лѣсъ.. Впрочемъ это не препятствовало увеличиваться народонаселенію. Въ 1670-хъ годахъ въ Слободѣ считали болѣе 700 дворовъ 41).
Съ 1679 года характеръ Красной—Слободы начинаетъ измѣняться. Причиною того было одно, по видимому, ничтожное событіе: 42) лѣтомъ 1679 года, какъ-то, под-
------------------
40) Тамъ же.
41) Грам. Патр. Іоакима на построеніе Никол. церкви, приводимая въ полномъ составѣ далѣе.
42) Послѣдующее изъ „памяти“, цитов. въ прим. 39-мъ.
— 596 —
нялась гроза, молнія ударила въ царскія конюшни и конюшенный и воловенный дворы сгорѣли; сгорѣло и все — почти сѣно на остоженномъ дворѣ Все это-бы не бѣда: пожары на руси, въ допетровскій періодъ, были дѣломъ черезчуръ обыкновеннымъ; но дѣло въ томъ: въ старину было такое убѣжденіе, что мѣсто, пораженное молніей, считалось мѣстомъ какъ-будто проклятымъ, неугоднымъ Богу. Въ силу этого-то, вѣроятно, убѣжденія вмѣсто того, чтобы построить вновь и конюшни и дворы и все прочее, что было очень легко при обиліи строительнаго матеріала,— лошади были куда-то переведены и мѣсто обитанія царской живности опустѣло. Впослѣдствіи велѣно было выстроить вновь конюшни, но „лошадямъ сгонки съ Москвы не было“ и дѣло кончилось ничѣмъ. Луга, съ которыхъ сѣно шло „на конюшенный обиходъ“, остались втунѣ. Ихъ велѣно было отдавать на оброкъ, но они никому не были нужны; навязывали ихъ крестьянамъ едва не силой и брали съ нихъ за десятину по 8 денегъ 43).
Съ умноженіемъ народонаселенія явились монастыри и новыя церкви. Во второй половинѣ XVI вѣка основаны монастыри: Спасопреображенскій мужскій, существующій доселѣ, Ряпкинская пустынь, нынѣ совершенно забытая, Покровскій женскій, впослѣдствіи упраздненный и обращенный въ приходскую церковь; построена вновь церковь во имя Николая Чудотворца, нынѣ церковь Владимірская. Тогда же, по всей вѣроятности, основанъ и Предтечевъ мужскій монастырь, хотя на это мы и не имѣемъ ничего положительнаго.
------------------
43) Тамъ же.
— 597 —
Краснослободскій Спасопреображенскій монастырь обязанъ своимъ основаніемъ одному изъ потомкомъ означеннаго выше крестьянина, села Плужнаго, Боженка Чичары 44). Этотъ крестьянинъ былъ, какъ видится, человѣкъ богатый и предпріимчивый. По писцовымъ книгамъ Ѳедора Малаго (1629 г.) за крестьяниномъ Боженкомъ „съ товарищи" записана на оброкѣ государева земля.
Потомки этихъ оброчниковъ, вѣроятно приманенные привольемъ другихъ мѣстъ, оставили село Плужное и — одни изъ нихъ являются въ Новомъ Усадѣ 45) (село Краснослоб. уѣзда), другіе — въ Дмитріевомъ Усадѣ (Тамб. губ.). Одинъ изъ потомковъ Боженка — Путилка Дмитріевъ 46), крестьянинъ села Дмитріева Усада, былъ человѣкъ благочестивый; онъ заранѣе думалъ о смерти, хотѣлъ, по древнему обычаю русскихъ, умереть непремѣнно монахомъ и заранѣе готовилъ себѣ мѣсто. Его завѣтною мыслію было основать свой монастырь и на это онъ рѣшился пожертвовать всѣмъ своимъ достояніемъ. Стоило только высказать кому нибудь такую мысль, а охотниковъ быть основателемъ новаго монастыря было вволю, и вотъ въ жеребьѣ Путилки, на правомъ берегу рѣки Мокши, въ такъ называемомъ „большомъ Мокшанскомъ лѣсу“ явилась пустынь съ однимъ монахомъ... Въ
---------------------
44) Грам. царей Іоан. и Петр. Алексѣев., цитов. въ прим. 15-мъ. Подлинная граммата найдена въ ризницѣ Краснослоб. Спасопр. монастыря.
45) Слово „усадъ“ на языкѣ XVІІ стол. значитъ усадьба, мѣсто жительства. Село Новый Усадъ (явившееся, вѣроятно, въ это время) названо такъ въ отличіе отъ Усада — просто (села Лукоянов. уѣзда Нижегород. губ.).
46) Не этотъ ли Дмитрій положилъ основаніе селу Дмитріеву Усаду?
— 598 —
1652 году Путилка, „вкладною записью" за рукою своего духовнаго отца, закрѣпилъ за новой пустынно, или точнѣе за ея единственнымъ монахомъ, старцемъ Діонисіемъ, весь свой жеребей. Но этого было мало. Нашлись охотники хлопотать о пустыни дальше, и вотъ въ слѣдующемъ же году, или чрезъ годъ, крестьяне Красной— Слободы Андрюшка Агапитовъ „съ товарищи“ отправились въ Москву къ Святѣйшему Патріарху Никону бить челомъ, чтобы онъ пожаловалъ — благословилъ построить въ новой пустынкѣ церковь. Какъ они совершили трудный далекій путь въ Москву, какъ охлопотали тамъ свое дѣло,— неизвѣстно. Какъ бы то ни было, но они привезли съ собою граммату Патріарха Никона за красной восковой печатью, шириной въ 3 1 * * 4/2 вершка, а длиною въ 17 вершковъ. Вотъ эта граммата 48).
„Божіею милостію, се Азъ Смиренный Великій Государь, Святѣйшій Никонъ, Патріархъ Московскій и всея Великія и Малыя Россіи. Били намъ челомъ Темниковскаго уѣзда Государевы дворцовыя Красныя-Слободы крестьянинъ Андрюшка Агапитовъ съ товарищи и всякихъ чиновъ люди, а въ челобитной ихъ написано: въ Краснослободскомъ — де кругу, вверхъ по рѣкѣ Мокшѣ, въ большомъ лѣсу на берегу рѣки Мокши есть — де у нихъ пустынка, а въ ней живетъ черный старецъ 49) Діонисій; а у нихъ — де въ Красной—Слободѣ и въ Краснослобод-
-------------------
47) Въ XVII столѣтіи крестьяне какъ въ частной жизни, такъ и въ оффиціальныхъ бумагахъ назывались не иначе, какъ полу-именемъ (Гришка, Васька, Андрюшка).
48) Подлинная граммата хранится въ ризницѣ Краснослободскаго Спасопреображ. монастыря.
49) Черный старецъ — простой монахъ.
— 599 —
скомъ присудѣ 50) во всей волости монастырей близко нѣтъ; а которые — де у нихъ люди, по обѣщанію своему желаютъ, душевнаго ради спасенія и изнемогаючи къ смерти, пострищися, и имъ-де, по обѣщанію, пострищися негдѣ, помираютъ безъ постриженія 51). И нынѣ — де они обѣщались въ той пустынкѣ воздвигнуть вновь церковь во имя Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, да въ придѣлѣхъ — Пресвятыя Богородицы Казанскія да Усѣкновенія Главы Іоанна Предтечи. И Намъ бы ихъ пожаловать — благословить, велѣть бы имъ на тую церковь и на придѣлы лѣсъ ронить и въ томъ лѣсу 52) въ той пустынкѣ воздвигнуть вновь церковь во имя Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, да въ придѣлѣ — Пресвятыя Богородицы Казанскія, да Усѣкновенія 'Честныя Главы Іоанна Предтечи, и — дать Антиминсы. И Азъ Смиренный, Великій Государь, Святѣйшій Никонъ, Патріархъ Московскій и всея Великія и Малыя Россіи, Темниковскаго уѣзда Государевы дворцовыя Красныя—Слободы Андрюшку Агапитова съ товарищи пожаловалъ — благословилъ, велѣлъ на тую церковь и на придѣлы лѣсъ ронить и въ томъ лѣсу въ Краснослободскомъ кругу, вверхъ по рѣкѣ Мокшѣ, въ большомъ лѣсу на берегу
------------------
50) Присудомъ назывался кругъ селеній дворцовыхъ крестьянъ, подвѣдомыхъ краснослободскому воеводѣ.
51) Проще и короче мысль челобитной можно выразить такъ: не гдѣ постригать въ монашество умирающихъ,— кто пожелаетъ; слѣдов. нуженъ монастырь. Мысль эта, непонятная для насъ, была понятна и резонна въ XVII столѣтіи, когда жило еще въ народѣ старинное русское убѣжденіе, что смерть въ монашеской рясѣ, надѣтой предъ смертію, — самый вѣрный путь ко спасенію.
52) Въ томъ лѣсу — изъ того лѣса.
— 600 —
рѣки Мокши въ той пустынкѣ воздвигнуть вновь церковь во имя Преображенія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, да въ придѣлѣхъ Пресвятыя Богородицы Казанскія да Усѣкновенія Честныя Главы Іоанна Предтечи. А придѣлы велѣть сдѣлать по сторонамъ тоя церкви особою статьею, и входъ въ предѣлы былъ бы изъ паперти, а главы бы на той церкви и на придѣлѣхъ были круглыя, а не островерхія. И какъ та церковь и придѣлы совершатся, и на тую церковь и на придѣлы велѣлъ имъ и Антиминсы дать и освятить ту церковь и придѣлы попу съ діакономъ по правиламъ Святыхъ Апостолъ и Св. Отецъ“.
„Писано въ Москвѣ, въ лѣто 7163 Августа въ 6 день, отъ Рождества же Христова 1655 года“.
(Печать краснаго воска 53). При ней: „пошлины взяты“. По склейкѣ, на оборотѣ: „Дьякъ Парѳеній Ивановъ“.
Исполненіе по этой грамматѣ послѣдовало очень скоро: чрезъ пять мѣсяцевъ, именно въ Февралѣ (14 дня) 1656 года было освященіе придѣльнаго храма во имя Казанскія Божія Матери 54). Когда освящены настоящая церковь и другая придѣльная, — не извѣстно.
----------------------
53) Печать на подлинной грамматѣ обломана.
54) Намъ недавно удалось видѣть рѣдкость изъ этой именно церкви. Дѣло было такъ: въ селѣ Хлыстовкѣ, Краснослоб. уѣзда, перестроивалась церковь (деревянная, а зданіе этой церкви — нужно сказать — принадлежало нѣкогда Спасопреображенскому монастырю и перепродано было въ Хлыстовку). Когда строгали прежнюю верхнюю доску жертвенника, то замѣтили, что въ срединѣ дубовой доски сдѣлана квадратная вставка изъ кипариса, вершка въ четыре. Мѣстному священнику пришла мысль открыть эту вставку (чего, вѣроятно, не приходило въ голову ни Спасскимъ
— 601 —
Такъ положено основаніе нынѣ существующему Краснослободскому Спасопреображенскому монастырю, или — какъ тогда онъ назывался — „Красныя—Слободы Спасской пустыни“.
Изъ монашествующихъ этой пустыни, жившихъ въ ХVII столѣтіи, особенно добрую память по себѣ оставилъ Іеромонахъ Герасимъ. Проживши сколько-то лѣтъ въ Красной—Слободѣ, онъ ушелъ на то мѣсто, гдѣ стоитъ нынѣ Саровская пустынь, и тамъ думалъ основать новую обитель. Но тогда, вѣрно, не пришло еще время явиться Саровской пустыни, и этотъ „по истинѣ дивный мужъ“ — какъ выражаются объ немъ Саровцы, по зову Краснослободской братіи перешелъ опять въ Красную—Слободу и принялъ начальство надъ пустынью. Впрочемъ начальство, какъ видится, было не въ духѣ
----------------
монахамъ, когда они продавали церковь, ни тому, кто купилъ) и что же? подъ дощечкой четырехъ-угольный кусокъ полотна, и вотъ что на немъ изображено: Въ срединѣ осьмиугольный крестъ; надъ нимъ надпись „Царь Славы“; въ углахъ между четырми главными рогами креста: „іс“, „хс“, „ни“, „ка“; по бокамъ креста трость и копье, и при нихъ надпись „трость“, „копіе“. Надъ крестомъ сдѣлано влагалище (для Св. Мощей, конечно), но въ немъ ничего нѣтъ. Вокругъ креста съ разными сокращеніями и титлами слѣдующая надпись: „Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа въ церкви Пресвятыя Богородицы явленія чудотворныя Иконы иже (яже?) въ Казани; священа бысть церковь лѣта 7164 (1656) году, индикта 9, Февраля въ 14 день, на память иже во святыхъ отца нашего Кирилла, епископа Казанскаго (?), при благовѣрномъ Царѣ и Великомъ Князѣ Алексѣѣ Михайловичѣ всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцѣ и при сынѣ его царевичѣ Алексѣѣ Алексѣевичѣ и при Патріархѣ Московскомъ и всея Великія .... Россіи Никонѣ“.— Что это такое,— ужъ не Антиминсъ ли?...
— 602 —
Герасима, склоннаго къ уединенной созерцательной жизни. Онъ оставилъ свою обитель и ушелъ въ глубину лѣса, на западъ отъ Спасской пустыни, къ рѣкѣ Рябкѣ, и тамъ основалъ новую пустынь 55), извѣстную подъ именемъ Рябкинской. Дальнѣйшая судьба этой пустыни намъ неизвѣстна. Въ послѣдствіи она встрѣчается въ 1740-хъ годахъ; тогда въ ней служилъ „бѣлый попъ“ (священникъ бѣлаго духовенства) съ дьячкомъ и пономаремъ 56).
(Окончаніе въ слѣд. №).
55) Описаніе Сатисо-градо-Саровской пустыни, стр.
56) Изъ дѣлъ архива Краснослоб. Духовнаго Правленія.
— 626 —
(Продолженіе).
Въ 1671 году на сѣверной части Краснослободскаго края по-своему отозвалась страшная бѣда Приволжья — бунтъ Стеньки Разина. Самаго Разина въ 1671 году уже не было въ живыхъ, но молва, что онъ защищалъ мнимаго царевича Алексѣя съ Патріархомъ Никономъ, что онъ старался освободить крестьянъ изъ-подвласти помѣщиковъ,— эта молва находила сильное сочувствіе въ средѣ простаго народа, и разбойники-казаки продолжали свое дѣло. Нѣсколько такихъ удальцовъ явилось и въ Краснослободскомъ краю. Домы помѣщиковъ, ихъ имущество, хлѣбъ, скотъ — все это частію было разграблено, частію взлетѣло вмѣстѣ съ пламенемъ на воздухъ. Изъ крестьянъ — одни пристали къ шайкамъ разбойниковъ, другіе разбѣжались по лѣсамъ, оставивъ на произволъ злодѣевъ свои дворы и семейства своихъ господъ. Въ это время въ селѣ Уреяхъ сожженъ домъ князей Девлетъ-Кильдѣевыхъ; имущество ихъ, всего, по ихъ показанію, на 8 тысячъ тогдашнихъ рублей, было раз-
— 627—
граблено. Той же участи подверглись и другіе помѣщики 57). Но что особенно возмутительно, сообщниками разбойниковъ казаковъ въ селѣ Уреяхъ явились „попы“. Вотъ что въ 1671 году писали въ своей челобитной крестьяне села Урей: „Царю Государю и Великому князю Алексѣю Михайловичу всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержцу. Бьютъ челомъ сироты твои Темниковскаго уѣзда села Урей разныхъ помѣщиковъ крестьяне ... на Никольскихъ 58 *) поповъ на Ивана Онисимова и на Лаврентія Яковлева. Въ нынѣшнемъ, Государь, 179 (1671) году въ бунты, какъ приходили въ Темниковъ и въ Темниковскій уѣздъ воровскіе казаки, а мы, сироты твои въ то число разбѣжались по лѣсамъ и жили въ лѣсу долгое время. А пріѣздъ тѣмъ воровскимъ казакамъ былъ у нихъ — у вѣдомыхъ воровъ и бунтовщиковъ, у Никольскихъ поповъ у Ивана Онисимова и у Лаврентія Яковлева; и тѣ воровскіе казаки, ѣздя отъ нихъ — поповъ, помѣщиковъ нашихъ домы разоряли и животы 59) ихъ пограбили безъ остатку, и отцовъ ихъ и дядей и братью и дѣтей казнить смертію велѣли. И съ воровскими казаками они попы помѣщиковъ нашихъ домы разорять ѣздили; и животы помѣщиковъ нашихъ, деньги и платья и хлѣбъ и лошадей и всякую скотину грабежомъ поимали, и женъ помѣщиковъ нашихъ и дѣтей они попы съ тѣми воровскими казаками били и мучили и всякія разныя пытки пытали, и всякія крѣпости
----------------
57) Свѣдѣнія эти заимствованы изъ челобитной, поданной по этому случаю князьями Девлетъ-Кильдѣевыми. Копія съ этой челобитной найдена нами у князя Н. Н. Девлетъ-Кильдѣева.
58) У Никольскихъ поповъ, т. е. у поповъ, Николаевской церкви (а не села Никольскаго).
59) Животы — лошади, коровы и прочій скотъ.
— 628 —
(бумаги) и писцовыя выписи и дѣловыя записи и купчія и кабалы и отписи драли и на огнѣ жгли; да они жъ попы Иванъ да Лаврентій съ тѣми воровскими казаками женъ помѣщиковъ нашихъ и дѣтей къ казни приводили. Милосердый Государь царь и великій князь .. пожалуй насъ, сиротъ твоихъ, вели, Государь, въ ихъ Поповѣ воровствѣ... указъ учинить, и ихъ поповъ впредь у насъ у церкви не быть... Царь Государь, смилуйся!“ 60). Трудно рѣшить, на сколько вѣрны жалобы этой челобитной 61), но самая возможность подобной жалобы многое говоритъ не въ пользу тогдашняго духовенства...
Болѣе чѣмъ вѣроятно, что существовавшій нѣкотда въ Красной—Слободѣ Покровскій женскій монастырь основанъ во второй половинѣ XVII столѣтія. Если вѣрить одной старинной надписи, сдѣланной въ Типиконѣ (изданія XVII стол.), доселѣ находящемся въ употребленіи въ нынѣшней приходской Покровской церкви; то можно опредѣлить и самый годъ основанія монастыря и время освященія въ ней первой церкви (конечно деревянной): годъ основанія въ означенной надписи указанъ 1612, а годъ освященія церкви 1675. Монастырь этотъ стоялъ на томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ домъ и усадьба почетныхъ гражданъ Савостьяновыхъ. Въ послѣдствіи мы видимъ, что въ этомъ монастырѣ старицы — монахини по
---------------
60) Копія съ этой челобитной найдена нами въ числѣ старыхъ „выписей“ у князя Ник. Н. Девлетъ-Кильдѣева.
61) Въ челобитной князей Девлетъ-Кильдѣевыхъ (прим. 57) указаны сообщники бунтовщиковъ — крестьяне разныхъ селъ, но ни слова о „попахъ“. Это набрасываетъ сильное подозрѣніе на добросовѣстность челобитной крестьянъ... Обѣ копіи писаны одной рукой.
— 629 —
лучали изъ государевы казны на прокормленіе по 24 алтына въ годъ 62). Покровскій монастырь въ концѣ XVIII столѣтія обращенъ въ приходскую церковь.
(Окончаніе въ слѣд. №).
-----------
62) Изъ дѣлъ архива Краснослоб. Духовного Правленія.
— 669 —
(Окончаніе).
Въ 1680 году въ Красной—Слободѣ построена новая, вторая приходская церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. (Эта церковь въ концѣ XVIII столѣтія переименована во Владимірскую, существующую доселѣ). Кѣмъ, какъ и по какому случаю построена эта церковь — свѣдѣнія объ этомъ сохранились въ патріаршей грамматѣ, данной на постройку этой церкви; граммата къ счастію нашему цѣла и доселѣ. Вотъ она: 63).
„Божіею милостію, Великій Господинъ святѣйшій Іоакимъ, патріархъ московскій и всея Россіи. Въ нынѣшнемъ 188 (1680) году били намъ челомъ Намъ, Святѣйшему Патріарху, темниковскаго уѣзда Великаго Государя дворцовыя Красныя—Слободы пушкари и крестьяне
----------------
63) Подлинная грам. хранится въ ризницѣ Краснослоб. Владимірской церкви; ширина ея З 1/2 вершка, а длина 17 вершковъ.
— 670 —
Васька Гуревъ да Сидорка Григорьевъ съ товарищи, а въ челобитной ихъ написано: въ Красной-де—Слободѣ, исконно одна приходская церковь Живоначальныя Троицы съ придѣлы, и священниковъ-де у той церкви бывало по пяти и по шти (по шести) человѣкъ, да діаконъ; а нынѣ-де у той церкви поповъ три человѣка, да четвертый попъ вдовой; а прихожанъ-де къ той церкви всякаго чину дворовъ съ семьсотъ и больше, а они-де отъ той церкви живутъ версты съ полторы, а иные и въ двухъ; и во время церковнаго пѣнія благовѣсту и звону у нихъ не слышать (не слышно), и за дальностію, Божественнаго пѣнія отбыли; и священники со всякою церковною потребою, за многолюдствомъ прихожанъ и за дальностію, приходить къ нимъ не успѣваютъ. А нынѣ-де они обѣщались въ той Красной—Слободѣ построить новую церковь во имя Николая Чудотворца, а Намъ бы ихъ пожаловать — благословить, велѣть бы имъ на ту церковь лѣсъ готовить, и въ томъ лѣсу построить ту церковь, и о томъ дати бы имъ нашу благословенную граммату. И, Азъ Великій Господинъ Іоакимъ, Божіею милостію Святѣйшій Патріархъ московскій и всея Россіи темниковскаго уѣзда Великаго Государя дворцовыя Красныя—Слободы пушкарей и крестьянъ Ваську Гурева да Сидорку Григорьева съ товарищи пожаловалъ — благословилъ, велѣлъ имъ на ту церковь новую лѣсъ готовить, и въ томъ лѣсу въ темниковскомъ уѣздѣ Великаго Государя въ дворцовой Красной—Слободѣ, гдѣ пристойно, на новомъ мѣстѣ построить новую церковь во имя Николая Чудотворца. А верхъ бы на той церкви былъ не шатровый, и алтарь велѣть сдѣлать круглый, тройной; а въ церкви бы во алтарной стѣнѣ царскія
— 671 —
двери былибъ посреди, а по правую ихъ сторону южныя, а по лѣвую — сѣверныя; да подлѣ царскихъ дверей по правую сторону межъ южныхъ вначалѣ поставить образъ Всемилостиваго Спаса, а подлѣ Спасова образа поставить образъ настоящаго святаго храма; а по лѣвую сторону царскихъ дверей межъ сѣверныхъ вначалѣ поставить Пречистыя Богородицы и иные образы по чину. А подъ церковь и подъ кладбище и попу съ причетники подъ селитьбу отмѣрить земли отъ церкви во всѣ четыре стороны по тридцати саженъ. А въ памяти изъ приказу Большаго Дворца за прописью дьяка Василія Кипріанова написано: по указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Ѳеодора Алексѣевича всея великія и малыя и бѣлыя Россіи Самодержца и по челобитью Красныя-Слободы пушкарей Васьки Гурева съ товарищи велѣно въ той церкви попу съ причетники отвесть земли писцамъ — Семену Секіотову да подьячему Михаилу Аксентьеву десять четей въ полѣ, а въ двухъ по томужъ; сѣна двадцать копенъ. Писано на Москвѣ Лѣта 7188 Марта 31 дня.
(Печать краснаго воска а). При ней: „подписные и печатные взяты“. По склейкѣ на оборотѣ: „дьякъ Перфилей Семенниковъ”).
Въ слѣдующемъ 1681 году церковь Николая Чудотворца была готова, и къ ней отведена была земля. Тѣже — пушкарь Васька Гуревъ и крестьянинъ Сидорка Григорьевъ съ товарищи, которые хлопотали о построй-
---------------
а) Болѣе чѣмъ двѣ трети печати обломано. На остаткѣ печати видно изображеніе благословляющей руки и слова:... ...каго и всея Русіи.“
— 672 —
кѣ церкви, нашли для нея и причтъ. Они присудили дьячковъ Красной-Слободы Игнатья Елизарова и Алексѣя Степанова, перваго въ попы, а втораго во діаконы; по ихъ приговору вѣроятно и было * 64).
Такъ явилась въ Красной-Слободѣ вторая приходская церковь. При всемъ томъ Слобода въ церковномъ отношеніи была не болѣе, какъ простое село. Обѣ краснослободскія церкви вмѣстѣ съ монастырями, будучи въ непосредственномъ вѣдѣніи самаго патріарха, числились въ темниковской „десятинѣ" 65); самый „староста поповскій" 66) былъ внѣ Красной-Слободы. Только въ 1683 году попъ Троицкой церкви Василій Даниловъ сталъ поповскимъ старостой, а до него, значитъ, не кому было занять эту должность 67).
Въ послѣднемъ десятилѣтіи XVII вѣка, въ царствованіе Іоанна и Петра Алексѣевичей, при послѣднемъ всея Россіи Патріархѣ Адріанѣ, Красная-Слобода и въ церковномъ отношеніи поставлена на степень города. Въ
--------------
64) Свѣдѣнія изъ выписи, данной на вновь отведенную землю. Подлинная выпись хранится въ ризницѣ Красн. приход. Владимір. церкви.
65) „Десятина“ — это духовно-административный округъ. Быть въ темниковской „десятинѣ“ значило быть подъ вѣдѣніемъ темниковскаго духовнаго правленія.
66) „Староста поповскій“ тоже, что нынѣ благочинный. Въ 1677—1682 старостою были: то села Каменнаго Брода попъ Семенъ Ѳедоровъ, то села Ельникъ Григорій Ивановъ, то какой-то Рождественскій попъ Гаврилъ Ивановъ. Духовныхъ дѣлъ (управителемъ) былъ въ тѣ годы Пурдышевскаго монастыря черный попъ Ѳеодосій.
67) Заимствовано изъ „отписей" въ полученіи оброка съ цер-
ковной земли села Шенина, платимаго въ патріаршую казну Спасскою пустынью. Подлинныя отписи хранятся въ ризницѣ Красн. Спасопр. монастыря.
— 673 —
1692 году „для церковнаго благочинія“ посвященъ въ Красную-Слободу первый протопопъ Александръ Григорьевъ къ церкви Живоначальныя Троицы и эта церковь стала называться соборною * 6 * *8). Вмѣстѣ съ саномъ протопопа Александръ Григорьевъ, если не съ самаго начала, то по крайней мѣрѣ въ послѣдствіи соединилъ въ себѣ должность или санъ „управителя духовныхъ дѣлъ“, т. е. присутствующаго духовнаго правленія, учрежденнаго въ его время въ Красной-Слободѣ (Духовное правленіе въ Красной-Слободѣ учреждено между 1682 и 1710 годами) 69).
Вотъ что было въ Красной-Слободѣ до 1700 года!
Что было тогда въ селахъ и деревняхъ, входящихъ нынѣ въ составъ Краснослободскаго уѣзда? Всѣ они входили въ составъ Темниковскаго уѣзда, но одни изъ нихъ принадлежали непосредственно къ Темникову и не имѣли никакого отношенія къ Красной-Слободѣ, другіе напротивъ только числились, вмѣстѣ съ Слободою, въ Темниковскомъ уѣздѣ, и не имѣли отношеній къ Темникову. Послѣдніе составляли такъ называемый Краснослободскій „присудъ“. Они населены были дворцовыми крестьянами и имѣли одну администрацію, центромъ коей была Красная-Слобода. Изъ селеній, входившихъ въ составъ Краснослободскаго присуда, извѣстны слѣдующія: Плужное, Жабье, Тенишево, Тенишевскія Гумны (нынѣ просто Гумны), Еѳаево, Ишеево, Шаверки, Шенино, Лаушки, Новый Усадъ, Дмитріевъ Усадъ, Ку-
-----------------
68) Изъ “памяти, цытов. въ прим. 39.
69) Въ 1710 году въ Красной—Слободѣ было уже Духовное
правленіе. (Дѣло арх. красн. уѣзд. суда 1710 г. №15.)
— 674 —
ликово; мордовскія некрещеныя деревни: Пашаты, Парка и (вѣроятно) Синдорово.
Прочія земли, входящія нынѣ, въ составъ Краснослободскаго уѣзда, но не входившія въ кругъ тогдашняго Краснослободскаго присуда, на половину или больше принадлежали татарскимъ мурзамъ. Эти мурзы — татары были господами, а крестьяне — христіане ихъ рабами. Само правительство сознавало эту несообразность, сознавало, что неприлично христіанамъ быть холопами татаръ; и оно съ своей стороны принимало мѣры, чтобы татарскіе мурзы оставили свою вѣру и обращались въ христіанство. Оно призывало къ тому ласкою и совѣтами; крестившихся жаловало деньгами, чинами и титулами. Въ 1680-хъ годахъ крещены князья Еникѣевы, Девлетъ-Кильдѣевы и другіе 70).
Изъ селъ, входящихъ нынѣ въ Краснослободскій уѣздъ, но не бывшихъ въ Краснослободскомъ присудѣ, въ XVII столѣтіи извѣстны: Дѣвичій Рукавъ (вотчина князя Хилкова), Ельники (князя Черкасскаго), Дубровки — нынѣ Базарные, тогда просто Дубровки, а въ XVIII столѣтіи Татарскія Дубровки (князей Акчюриныхъ), Козловка
-------------
70) Грам. царей Іоанна и Петра Алексѣевичей 7108 года Дек. 8 дня. (Копія съ нея въ „копіи“, выданной изъ Вотчиннаго Департамента поручику Г. И. Украинцеву 1792 г. Октября 5 дня, и хранящейся къ архивѣ Крас. уѣзд. суда). Въ грамматѣ читаетс: „Въ письмѣ изъ денежнаго стола написано въ новокрещенскомъ спискѣ 190 да 193 (т. е. 1682 и 1685) годовъ: темниковской мустай мурза князь Еникѣевъ крестился въ православную вѣру христіанскую въ 190 году, а во крещеніи имя ему Иванъ; а сыну его Муратъ Мурза князь Еникѣевъ крестился въ 193 году, а имя ему Никита; а Государева жалованья за крещеніе дано имъ по десяти рублей да пожалованы въ стольники и княжими имяны написаны“.
— 675 —
(Долгорукова), Уреи (Девлетъ-Кильдѣевыхъ), Проказна, Акселъ, Пурдошки, Каменный Бродъ; татарскія селенія: Акчеево, Бакѣево, Ковыляй, Кадышево и другія ...
Когда первая половина статьи была совсѣмъ сдана въ редакцію, намъ удалось между старыми бумагами князя Ник. Ник Девлетъ-Кильдѣева найти стариннѣйшую копію съ очень старой грамматы, временъ Іоанна Васильевича Грознаго, изъ которой видно, что въ 1560-хъ годахъ Краснослободскій край входилъ въ составъ земель, извѣстныхъ подъ именемъ „Мещеры“, что въ нихъ тогда были уже селенія старинныя.— Мы дозволяемъ себѣ цѣликомъ представить эту граммату; она невелика и довольно интересна по своей древности. Вотъ она:
„По цареву и велико-княжу Ивана Васильевича всея Руси слову мещерскіе писцы мещенинъ Костентиновичъ Морозовъ и Василій Михайловичъ Гагинъ съ товарищи дали въ службу и въ оброкъ Девлетъ Кильдѣю, Тиняеву сыну, Акишеву въ Мещерѣ, въ Темниковскомъ уѣздѣ, вновѣ бортной ухожей и пустошь на дикомъ полѣ, на рѣкѣ на Уреѣ, въ лугу, противъ стараго селища на сто чети въ полѣ, а въ двухъ потомужъ, сѣна сто пятьдесятъ копенъ. И Девлетъ-Кильдѣю князю на той пустоши дворы ставить, пашни пахати и крестьянъ называти; а льготы ему дано на пять лѣтъ отъ Рождества Христова (т. е. отъ праздника Рождества Христова) лѣта 7071 (1563) до (праздника) Рождества Христова лѣта 7076. А какъ отсидитъ льготу, и Девлетъ-Кильдѣю князю съ той пустоши царева и велика-князя служ-
— 676 —
бы служити и оброкъ давати; а оброку ему давати за валъ и за емскія деньги и за посошную службу и за ... ..ужное дѣло и за казаматъ.вской ясакъ, и за всѣ подати опричь городоваго дѣла на годъ рубль денегъ, да пошлинъ десять денегъ. А дати ему тотъ оброкъ впервые на Москвѣ на Рождество Христово лѣта 7076 въ Казанскій Дворецъ боярину и дворецкому Казанскому и Нижегородскому Михаилу Ивановичу Волынскому или кому царь и великій князь велитъ въ Мещерѣ оброки свои собирати. — Къ сей оброчной грамматѣ мещанинъ Костентиновичъ да Василій Михаиловичъ печати свои приложили. Писанъ лѣта 7071 (1563) Іюня въ 18 день".
Краснослободскъ
1867 года.
Свящ. I. Бѣляевъ.
[Городъ Краснослободскъ и его уѣздъ до 1700 года. // Пензенскіе епархіяльныя вѣдомости, 1867]
См.
журнал Искры 1915 01 и далее
Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века
План города Саратов и список его улиц
Алфавитный список жителей Самара 1911, Саратов 1911
Вся Самара 1911
Список домовладельцев Казань 1910
Все учебные заведения Самара 1911
Весь Царицын 1911
Женская гимназия (институт) Нижний Новгород, Саратов (Аткарск, Вольск, Камышин, Петровск, Хвалынск)
Женские гимназии и институты Квитанции за обучение
Список старших агентов и ответственных служащих Рязанско-Уральской железной дороги 1912
Конторы торгово-промышленных предприятий г. Саратова
Депутаты первой государственной думы Екатеринославская губерния, Казанская губерния, Калужская губерния, Киевская губерния, Самарская губерния, Саратовская губерния, Область Войска Донского
Список городов России 1917
Москва Городские Электрические Трамваи 1915
Город Краснослободск и его уезд до 1700 года, в 18 веке
Вся Волга 1907 Казанская, Костромская, Нижегородская, Симбирская
Волга от истока до устья
Астрахань, Балаклава, Вольск, Инкерман, Казань, Кинешма, Кострома, Нижний-Новгород, Ростов на-Дону, Самара, Саратов, Севастополь, Симбирск, Симферополь, Сызрань, Херсонес, Царицын
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"