С каким-либо видом обезболивания хоть раз в жизни сталкиваются практически все. Сегодня его применяют не только в хирургии, но и в стоматологии, и для проведения ряда диагностических процедур, и в косметологии. О том, какие виды обезболивания имеются сегодня в арсенале врачей и в каких ситуациях их используют, рассказывает врач-анестезиолог-реаниматолог высшей категории, руководитель центра анестезиологии и реаниматологии Первой онкологической больницы Москвы Жанна Игоревна Банова.
Многие обыватели оперируют терминами "общий наркоз" и "местный наркоз". Это некорректные формулировки. Существует местная анестезия и общая анестезия. Местная анестезия включает поверхностную, инфильтрационную и регионарную, к которой относят спинальную и эпидуральную анестезии, о которых многие слышали. Общая анестезия может быть тоже разных видов: внутривенная анестезия, ингаляционная анестезия, комбинированный эндотрахеальный наркоз.
Ключевой фигурой, повлиявшей на развитие анестезиологии в России, был Николай Иванович Пирогов. Он экспериментировал с эфиром и хлороформом, организовал широкое применение техники общей анестезии в России у пациентов при хирургическом вмешательстве и был одним из первых, кто проводил анестезию с помощью эфира на поле боевых действий, где заложенные им принципы военной медицины оставались практически неизменными вплоть до начала Второй Мировой войны.
Говоря о видах наркоза, можно отметить внутривенный наркоз, при котором общие анестетики вводят внутривенно. Ингаляционный наркоз – когда пациенту через специальную маску либо через эндотрахеальную трубку подают ингаляционные анестетики, которые из дыхательной системы поступают в кровь и далее распределяются в тканях организма.
Для сложных объемных хирургических вмешательств используется, как правило, комбинированный эндотрахеальный наркоз, который предусматривает медикаментозный сон, миорелаксацию и анальгезию. В этом случае пациенту вводится специальная трубка в трахею и проводится искусственная вентиляция легких (ИВЛ), так как больной самостоятельно дышать не может. Часто выполняют сочетанные методики обезболивания. При любом виде обезболивания, включая регионарную анестезию, в условиях операционной всегда используется наркозно-дыхательная аппаратура, проводится мониторинг жизненно-важных функций организма, что обеспечивает безопасность больного в ходе операции.
Вопрос о выборе вида анестезии решается, прежде всего, анестезиологом–реаниматологом, который учитывает массу факторов (анамнез, состояние пациента, локализацию патологического процесса, объем вмешательства). Кроме того, вид обезболивания согласовывается с оперирующим хирургом и самим пациентом, который дает письменное информированное согласие на все медицинские процедуры.
Какие могут быть осложнения после наркоза
Многие пациенты боятся наркоза и, особенно, осложнений после него. Осложнения действительно случаются. Однако использование современных методов обезболивания сводит их вероятность к минимуму. Серьезные осложнения в наши дни встречаются крайне редко.
Чаще встречаются следующие осложнения:
Послеоперационная тошнота и рвота(их можно профилактировать и купировать с помощью ряда лекарств);
Послеоперационная дрожь (во время операции температура тела пациента может снижаться, однако есть специальное оборудование, предназначенное для согревания пациента).
Переживания о том, что наркоз может привести к снижению когнитивных функций и интеллектуальных способностей, не имеют под собой серьезных оснований! Однако после продолжительных операций, особенно связанных с большой кровопотерей, или у пожилых людей, может произойти небольшое снижение памяти и замедление реакций. Но все эти явления обратимы – пациент приходит в норму в течение первых месяцев после операции.
К сожалению, на введение любых медикаментозных препаратов могут развиться аллергические реакции. Поэтому перед проведением обезболивания пациента подробно расспрашивают о имеющихся аллергических реакциях и очень важно рассказать о них врачу как можно подробнее. Зная аллергологический анамнез пациента, врач выбирает наиболее подходящий ему вид обезболивания. Конечно, непредвиденные ситуации, когда аллергия возникает впервые на хирургическом столе, нельзя исключать – однако грамотный врач анестезиолог-реаниматолог всегда знает, как действовать, как выйти из критической ситуации.
Многие пациенты опасаются галлюцинаций, однако современные препараты их практически не вызывают. Раньше такое случалось, но сегодня появились достаточно щадящие и мягкие средства для анестезии, и никаких галлюцинаций в результате их применения не происходит.
"Однако есть препарат, который может вызывать галлюцинации, но мы комбинируем его с препаратом, который минимизирует эти явления. Но длиться более суток такие видения не могут", - подчеркивает Жанна Банова.
Наиболее склонны к дезориентации в результате наркоза люди преклонных лет, что связано с возрастными изменениями в головном мозге, с церебральным атеросклерозом, последствиями перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК). "Такие пациенты находятся под пристальным наблюдением персонала больницы, им оказывается помощь, с ними проводятся беседы, иногда им выполняют поверхностную седацию для снижения тревоги", - рассказывает доктор Банова.
Некоторые пациенты говорят во время наркоза смешные вещи. И даже делают вещи, не свойственные им в нормальном состоянии. "У нас был случай, когда во время небольшой операции под внутривенной седацией, которая длилась всего 15 минут, пациентка пела песню. И пела очень неплохо", - рассказывает доктор.
Противопоказания
Если у пациента предрасположенность к тромбофилии, то при плановых операциях ему предстоит пройти дополнительное обследование. За некоторое время до вмешательства ему назначат антикоагулянты для разжижения крови, а план оперативного вмешательства может быть изменен.
"У онкологических пациентов склонность к образованию тромбов повышена, онкология – один из факторов риска тромбообразования. Поэтому пациенту обязательно назначается антикоагулянтная терапия, но, в принципе, это не является противопоказанием к анестезии", - говорит доктор Банова.
Есть ли случаи, когда наркоз абсолютно противопоказан?
В случае плановой операции противопоказанием для нее и для наркоза может стать тяжелое состояние больного – в таких случаях принимается решение сначала пытаться его стабилизировать, а при невозможности стабилизации операция не выполняется.
В случаях экстренных операций ни о каких противопоказаниях и речи не идет: команда анестезиологов и хирургов сделает все возможное, чтобы спасти пациенту жизнь. Операция – серьезное вмешательство и огромный стресс для организма, а наркоз является защитой от него.
Как долго длится анестезия и как часто ее можно применять?
Понятия предельно допустимого срока нахождения под наркозом в медицине не существует: он длится столько, сколько нужно для выполнения операции.
В народе популярны мифы, что сердце может перенести не более двух наркозов в год. Или о том, что наркоз сокращает жизнь. На самом деле нет понятия "допустимое количество наркозов". Если он необходим в связи с операцией – его проводят, потому что он помогает сохранить здоровье, а иногда и жизнь пациента. Перед плановой операцией врачи тщательно изучают анамнез пациента, состояние его здоровья, оценивают возможные риски. "Если мы видим какую-то проблему, то переносим операцию до ее решения, если же никаких проблем нет, то пациенту можно делать столько операций, сколько требуется для восстановления здоровья", - говорит доктор Банова.
Как готовят к наркозу?
На первом этапе анестезиолог беседует с пациентом и собирает его анамнез. Здесь важно все: чем болеет и чем болел пациент, какие у него есть хронические заболевания, какие лекарства и в каких дозировках он принимает, есть ли на них реакции, были ли переливания крови. Анестезиолог-реаниматолог изучает медицинскую документацию, данные обследований больного, оценивает его психологический настрой. При необходимости назначает дополнительные обследования, медикаментозную подготовку. Врач также должен объяснить, какой вид обезболивания может быть ему предложен для проведения операции, сравнивает достоинства и недостатки разных видов обезболивания, дает рекомендации и выслушивает мнение пациента. Письменное согласие пациента на обезболивание обязательно!
В связи с тем, что любая операция несет в себе риск кровопотери, необходимо письменное информированное согласие на переливание компонентов крови в случае необходимости. Сегодня не практикуется активное применение седативных препаратов в период предоперационной подготовки, если к этому нет серьезных показаний. Лишь в случае, если врач видит, что волнение пациента настолько сильное, что у него повышается давление, учащается пульс и это состояние может стать проблемой для проведения операции, ему назначается премедикация, которая нивелирует эти явления.
В послеоперационном периоде перед анестезиологом стоит задача как можно скорее вернуть пациента к обычной жизни.
Поэтому адекватное обезболивание, ранняя активизация, дыхательная гимнастика в отделении реанимации – это обычная практика.
«Профессия врача анестезиолога–реаниматолога, может быть, не так заметна, как профессия хирурга, но она не менее важна. И во время операции анестезиолог очень четко и внимательно следит за всеми жизненно-важными функциями организма, он все время рядом с вами. Вы должны доверять анестезиологу также, как вы доверяете хирургу и это всегда приводит к успеху», - говорит Жанна Банова.