Рады Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!
Сегодня речь пойдет о палубном истребителе-бомбардировщике американского производства Grumman F4F "Wildcat"
Начнем с того, что в середине 30-х годов у Grumman Aircraft Engineering Corporation был достаточно хороший контракт с американским флотом.
Один из основателей компании, собственно Лерой Грумман, чуть раньше успел хорошо зарекомендовать себя во флотской авиации, поскольку предложил военным самолет с убирающимся шасси, конструкция которого хоть и не являлась примером надежности, но в целом устраивала военных, поскольку могла обеспечить самолету лучшие скоростные характеристики.
По этой причине у компании не было никаких проблем с заказами от флота. Армия хотела и 2-х местные Grumman FF и одноместные Grumman F2F с F3F...
В общем все шло довольно неплохо и даже начались работы в направлении нового самолета-биплана F4F...
Однако, как и многим другим авиакомпаниям того времени, Grumman пришлось резко изменить свою политику в связи с изменившимися потребностями военных, ведь монопланы, практически сразу после своего появления сделали бипланы анахронизмом.
И Grumman, в авральном порядке взялась переделывать свой новый биплан в скоростной моноплан. Эта модель получила название XF4F-2 и была ничем иным, как абсолютно переделанным F3F в моноплан с креплением крыла в среднем сечении фюзеляжа, тобишь, среднеплан.
И хоть Миги докажут позже, способность такой конструкции к огромным скоростям, у компании Grumman, на тот момент возможностей и времени было совсем немного.
Поэтому, хоть самолет получился достаточно надежным, простым в управлении и производстве, полностью удовлетворить американское военное руководство, желавшее высоких летных характеристик он не смог, проиграв контракт новому истребителю F2A "Buffalo".
Но старых друзей забывать не стали - флотское командование, на случай проблем с Баффало, дало надежным партнерам небольшой заказ по производству и усовершенствованию собственной модели, а кроме того новой машиной стали интересоваться за рубежом, в частности заказы шли из Франции и Великобритании.
И тут достаточно своевременно для Grumman начинают поступать нелестные сообщения о недоработках Баффало - вооружение слабовато, защиты баков нет, пилот также не защищен.
Да и сама компания Brewster умудрялась срывать сроки поставки...
Кроме того, если можно так выразиться, удачно совпало падение Франции от нацистов и тогда американцы выкупили свой же контракт на истребители F4F сразу же выдав им собственное имя "Wildcat"
или дикий кот, по нашему. Случилось это в октябре 41-го.
К этому времени, F4F уже довольно успешно отрабатывали свой контракт у британцев в качестве палубников, поскольку собственные заводы Великобритании не справлялись с заказами не то что на палубную версию Spitfire, но и на наземную не всегда хватало сил...
И теперь мы плавно подошли к расшифровке названия этой статьи - британцы по каким то не понятным причинам не признавали американских названий и давали им собственные.
В конкретно этом случае F4F получил название Martlet, что хоть и можно перевести как "ласточка" - это название имеет для британцев некую геральдическую подоплеку, все таки напрямую относится и к нашему герою.
Дело в том, после взлёта у F4F шасси полностью убирались 29(!) оборотами рукоятки ручной лебёдки непосредственно пилотом и их выпуск также нужно было контролировать.
Полагаю британцы так ловко подшутили над американским самолетом, ведь martlet - переводится и как стриж, а раньше у бриттов вообще считалось, что у этих птичек нет лапок))
И все же, хоть Wildcat'ы боролись на территории Британии с хорошими результатами, основной битвой для них стал Тихоокеанский театр боевых действий, где им приходилось сражаться с A6M зеро.
И хоть по летным характеристикам зеро превосходил F4F по всем статьям, его защищенность отданная в угоду этим характеристикам зачастую играла в пользу Wildcat'a.
Который, если не лез нарожон, мог чувствовать себя довольно комфортно в обороне.
В подтверждение можно привести воспоминания японского аса
Сабуро Сакаи - однажды он надежно сел на хвост одному из Диких Котов (к этому времени их и британцы так стали называть) и дабы не тратить скудный боекомплект пушек, решил добить противника исключительно пулеметами.
Что собственно и попытался сделать, высадив практически весь пулеметный боезапас в F4F.
Подумав, что он промахнулся, Сабуро максимально сблизился с противником и увидел в нем огромное количество дырок да и поверхности управления самолетом были практически уничтожены.
Но самолет продолжал лететь и уклоняться.
И в своих размышлениях по этому поводу он сделал неутешительный вывод, что зеро после стольких попаданий уже давно упал бы.
К еще одному плюсу F4F можно добавить отличную способность к перекладыванию "с крыла на крыло" этот маневр даже был подмечен в особую тактику пилотами диких котов, которая получила имя собственное - Плетенка Тача, по имени создателя.
Тактика стала весьма эффективной, так что советую ознакомиться.
И теперь представьте, что официальная статистика от США по самолетам данного типа : из почти 8000 произведенных было потеряно менее 200!
Тут уж как ни крути, как не сглаживай их статистику - машина получается была хорошей. Как минимум хорошей.
На этом сегодня пожалуй все, спасибо что дочитали до конца,
Если вам понравилось - Подпишитесь на канал, отдельное спасибо за лайки и комментарии! До новых встреч!
Модель F4F "Wildcat" можно заказать здесь - КЛИК