Гастрономия в Японии – это не просто часть жизни местного населения. Иностранных туристов при первом посещении этой страны поражает разнообразие продуктов в магазинах, блюд в заведениях общепита и само отношение японцев к еде. Как им удается есть много и с удовольствием, при этом не полнеть и получать максимум пользы от продуктов – рассказываю в этой статье.
Кулинарное информационное пространство
Больше половины телевизионного эфира в Японии занимают программы про еду. Это не только кулинарные шоу или тематическая реклама. Существуют специальные каналы, по которым 24/7 вещают про традиционные японские рецепты, интересные заведения в Японии и блюда других стран, которые обязательно нужно попробовать.
На вопрос “как дела?” японец, вероятнее всего, расскажет, что он ел на завтрак. Вернувшись из небольшого путешествия в соседний город, японцы поделятся с друзьями и коллегами, что интересного там попробовали и какие продукты привезли с собой в качестве сувениров.
Откуда у них такой интерес к теме еды? Во-первых, исторический фактор повлиял на формирование рациона японцев. Долгое время страна была закрытой и не вела активную международную торговлю. Соответственно, меню местных жителей было ограничено: ели то, что можно было добыть внутри страны (вырастить на полях или выловить в море).
Культура и религия также повлияли на гастрономические традиции и пристрастия. В VI-VIII веках китайская буддистская философия проникла во все сферы жизни японцев, привнеся с собой вегетарианство, палочки для еды и превратив чайную церемонию в один из символов японской культуры.
Существует еще одна теория, согласно которой в конце прошлого столетия правительство всерьез обеспокоилось проблемой сверхтрудоголизма местного населения. Бороться с этим явлением было невозможно, и японцев решили просто отвлечь от работы с помощью еды. Через телевидение, рекламу, фестивали и гастротуризм им прививали любовь к традиционной японской кухне.
Здоровое питание
В Японии очень развита сфера общественного питания: кафе и рестораны есть на любой вкус и кошелек. В обеденное время или вечером заведения переполнены – японцы с удовольствием их посещают и делятся впечатлениями о блюдах. Возникает резонный вопрос: как при таком увлечении гастрономией им удается не набирать вес и занимать первое место в мире по продолжительности жизни?
Ответ кроется в деталях. Прежде всего, японцы любят свежую еду. Считается, что чем свежее продукт, тем больше в нем полезных веществ и меньше калорий. Это ярко отражено в традициях употребления суши. В суши-барах японцы садятся за продолговатый стол напротив повара-сушиста, делают заказ и наблюдают за работой мастера. Уже через 5-10 минут подается первая порция – это дает возможность человеку насладиться вкусом одного суши, пока ему готовят следующее.
В еде японцы отдают предпочтение рису, заменяя им хлеб. Он насыщен сложными углеводами, которые долго перевариваются и дают чувство насыщения. Также стоит отметить, что жирных продуктов в рационе японцев совсем немного.
Японцы едят мало соли, поэтому редко страдают высоким кровяным давлением. Пища, как правило, готовится на пару, гриле или подается свежая, что позволяет сохранить пользу и истинный вкус продукта. Даже уличная еда и фаст-фуд готовится на основе полезных продуктов: рыба, морские водоросли, лапша, соя и зеленый чай.
Еда как искусство
Если на первое место в Японии ставится польза еды, то второе занимает сервировка. Подача блюд в заведениях или дома всегда очень эстетичная и доставляет отдельное удовольствие.
Наглядный пример – традиционные коробочки бэнто, которые мама собирает ребенку в детский сад или школу. Такие же наборы, но уже для взрослых можно купить в любом супермаркете, и выглядеть они будут невероятно привлекательно: каждый кусочек расположен на определенном месте, а сам состав коробочки будет идеально сбалансированным как по цветовой гамме, так и по КБЖУ.
Отдельный вид искусства – знаменитые макеты еды, которые ставятся в витринах ресторанов. Как правило, они выполнены очень натуралистично, вызывая аппетит и интерес. Иностранцам же помогают сориентироваться во внушительном меню японской кухни.
Японцы в совершенстве овладели искусством маленьких порций. Если они и говорят постоянно о еде, то именно едят сравнительно мало. Блюда обычно не готовят впрок (помним о свежести), едят в течение дня часто, но по чуть-чуть, тщательно пережевывая каждый кусочек.
Еще одно большое проявление любви японцев к теме гастрономии – это подарки в виде продуктов. С одной стороны, в этом отражается их бесконечная практичность. С другой – японский этикет предполагает, что подарок должен быть максимально безликим, то есть не ассоциироваться с личностью дарителя и никак его не характеризовать (поэтому часто на свадьбах молодоженам дарят просто деньги).
В качестве популярных подарков летом чаще всего преподносят пиво, фрукты, сладости, а зимой – морепродукты, мясные деликатесы, оливковое масло, саке. Купоны на приобретение товаров или кусок отборного мяса тоже будет принят в дар с большим удовольствием. В ответ принято дарить подарок примерно той же стоимости.