Найти тему

Почему японцы не полнеют

Оглавление

Гастрономия в Японии – это не просто часть жизни местного населения. Иностранных туристов при первом посещении этой страны поражает разнообразие продуктов в магазинах, блюд в заведениях общепита и само отношение японцев к еде. Как им удается есть много и с удовольствием, при этом не полнеть и получать максимум пользы от продуктов – рассказываю в этой статье.

Кулинарное информационное пространство

Больше половины телевизионного эфира в Японии занимают программы про еду. Это не только кулинарные шоу или тематическая реклама. Существуют специальные каналы, по которым 24/7 вещают про традиционные японские рецепты, интересные заведения в Японии и блюда других стран, которые обязательно нужно попробовать.

-2

На вопрос “как дела?” японец, вероятнее всего, расскажет, что он ел на завтрак. Вернувшись из небольшого путешествия в соседний город, японцы поделятся с друзьями и коллегами, что интересного там попробовали и какие продукты привезли с собой в качестве сувениров.

-3

Откуда у них такой интерес к теме еды? Во-первых, исторический фактор повлиял на формирование рациона японцев. Долгое время страна была закрытой и не вела активную международную торговлю. Соответственно, меню местных жителей было ограничено: ели то, что можно было добыть внутри страны (вырастить на полях или выловить в море).

Культура и религия также повлияли на гастрономические традиции и пристрастия. В VI-VIII веках китайская буддистская философия проникла во все сферы жизни японцев, привнеся с собой вегетарианство, палочки для еды и превратив чайную церемонию в один из символов японской культуры.

-4

Существует еще одна теория, согласно которой в конце прошлого столетия правительство всерьез обеспокоилось проблемой сверхтрудоголизма местного населения. Бороться с этим явлением было невозможно, и японцев решили просто отвлечь от работы с помощью еды. Через телевидение, рекламу, фестивали и гастротуризм им прививали любовь к традиционной японской кухне.

Здоровое питание

В Японии очень развита сфера общественного питания: кафе и рестораны есть на любой вкус и кошелек. В обеденное время или вечером заведения переполнены – японцы с удовольствием их посещают и делятся впечатлениями о блюдах. Возникает резонный вопрос: как при таком увлечении гастрономией им удается не набирать вес и занимать первое место в мире по продолжительности жизни?

-5

Ответ кроется в деталях. Прежде всего, японцы любят свежую еду. Считается, что чем свежее продукт, тем больше в нем полезных веществ и меньше калорий. Это ярко отражено в традициях употребления суши. В суши-барах японцы садятся за продолговатый стол напротив повара-сушиста, делают заказ и наблюдают за работой мастера. Уже через 5-10 минут подается первая порция – это дает возможность человеку насладиться вкусом одного суши, пока ему готовят следующее.

В еде японцы отдают предпочтение рису, заменяя им хлеб. Он насыщен сложными углеводами, которые долго перевариваются и дают чувство насыщения. Также стоит отметить, что жирных продуктов в рационе японцев совсем немного.

Мороженое из зеленого чая матча
Мороженое из зеленого чая матча

Японцы едят мало соли, поэтому редко страдают высоким кровяным давлением. Пища, как правило, готовится на пару, гриле или подается свежая, что позволяет сохранить пользу и истинный вкус продукта. Даже уличная еда и фаст-фуд готовится на основе полезных продуктов: рыба, морские водоросли, лапша, соя и зеленый чай.

Еда как искусство

Если на первое место в Японии ставится польза еды, то второе занимает сервировка. Подача блюд в заведениях или дома всегда очень эстетичная и доставляет отдельное удовольствие.

Наглядный пример – традиционные коробочки бэнто, которые мама собирает ребенку в детский сад или школу. Такие же наборы, но уже для взрослых можно купить в любом супермаркете, и выглядеть они будут невероятно привлекательно: каждый кусочек расположен на определенном месте, а сам состав коробочки будет идеально сбалансированным как по цветовой гамме, так и по КБЖУ.

Отдельный вид искусства – знаменитые макеты еды, которые ставятся в витринах ресторанов. Как правило, они выполнены очень натуралистично, вызывая аппетит и интерес. Иностранцам же помогают сориентироваться во внушительном меню японской кухни.

Японцы в совершенстве овладели искусством маленьких порций. Если они и говорят постоянно о еде, то именно едят сравнительно мало. Блюда обычно не готовят впрок (помним о свежести), едят в течение дня часто, но по чуть-чуть, тщательно пережевывая каждый кусочек.

-11

Еще одно большое проявление любви японцев к теме гастрономии – это подарки в виде продуктов. С одной стороны, в этом отражается их бесконечная практичность. С другой – японский этикет предполагает, что подарок должен быть максимально безликим, то есть не ассоциироваться с личностью дарителя и никак его не характеризовать (поэтому часто на свадьбах молодоженам дарят просто деньги).

-12

В качестве популярных подарков летом чаще всего преподносят пиво, фрукты, сладости, а зимой – морепродукты, мясные деликатесы, оливковое масло, саке. Купоны на приобретение товаров или кусок отборного мяса тоже будет принят в дар с большим удовольствием. В ответ принято дарить подарок примерно той же стоимости.