Найти тему
Sunny Blues

Пол Роджерс («FREE»): "Мы всегда были блюз-роковой группой". Обзор всех альбомов

Оглавление

Free когда-то написали одну из знаковых песен рока All Right Now, а их альбомы - это классический британский хард-рок в его самых интересных проявлениях.

И сейчас они наиболее известны благодаря вечнозеленой All Right Now. Группа была частью блюз-рокового взрыва конца 1960-х. Вместе с Led Zeppelin и Fleetwood Mac они тогда стали играть музыку более жестко, заложив фундамент для дома, который хард-рок построил в 1970-х.

«FREE»
«FREE»

Free начали в апреле 1968 года, заключили сделку с Island Records, получили поддержку лидера блюзовой сцены Алексиса Корнера, и в 1969 году выпустили дебютный альбом Ton Of Sobs.

«Мы записали альбом, я думаю, за два или три дня», - рассказывает барабанщик группы Саймон Кирк. «И он чётко продемонстрировал, кем мы являлись в то время. А мы были блюзовой группой со склонностями к авантюрам».

1970 год - это их год! All Right Now стал хитом, группа выступила перед более чем полумиллионом человек на фестивале Isle Of Wight, а альбом Fire And Water продавался просто нарасхват. Но успех All Right Now одновременно создал и проблему.

«Мы всегда были блюз-роковой группой, - объясняет фронтмен Пол Роджерс. - Но в данном случае возник абсолютно очевидный разрыв в нашем творчестве - между подлинным и явно коммерческим».

В мае 1971 года группа распалась, но через год они снова были вместе, хотя и не слишком надолго. Не всё было так просто. К июню 1972 года ушел басист Энди Фрейзер, у Саймона Кирка начались проблемы со здоровьем, а на гитаре пришлось играть Роджерсу, поскольку гитарист Пол Коссофф регулярно становился недееспособным из-за передозировок наркотиков.

Последний альбом Heartbreaker группа выпустила в январе 1973 года, а следующие три года Коссофф провел, пытаясь побороть зависимость от наркотиков, но они оказались сильнее. В марте 1976 года он умер во время ночного перелета из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.

«Я никогда не устаю от их записей, меня всегда притягивала их невероятная музыкальная экономичность, что очень необычно для рок-н-ролла. Их способность делать огромные паузы - будь то партия гитары, барабанов или баса - даёт ощущение, что вы можете войти в песню и бродить внутри неё. Большинство рок-групп хотят играть громко все время, а достижение такой экономии и ощущения пространства - это потрясающе» (Люк Морли, гитарист группы Thunder).

И, несмотря на все неурядицы, Free успели записать шесть студийных и один концертный альбом, о которых далее и пойдёт речь.

7 место: Free At Last (1972)

Реформировавшись после временного раскола и ряда сольных проектов, Free расставили все по своим местам и вернулись к своему классическому звучанию.

Free At Last
Free At Last

Огонь по-прежнему полыхает в мощной Catch A Train и качёвой Little Bit Of Love, но даже несмотря на то, что видно, как они очень стараются, регулярно возникают моменты, когда кажется, что они не совсем понимают, к чему стремятся.

6 место: Heartbreaker (1973)

В этот момент Free были в полном смятении: Фрейзер ушел, и его заменил Тетсу Ямаути, а "Кролика" Бандрика пригласили в качестве клавишника, чтобы прикрывать погрязшего в наркотиках Коссоффа.

Heartbreaker
Heartbreaker

Но альбом хорошо пошёл и отчасти благодаря невзгодам, поскольку Free несколько сменили свой стиль, и удачно. И хотя Коссофф лишь периодически появляется на записи, его гитарная игра в песне Wishing Well - одна из лучших за его карьеру.

5 место: Free Live 1971

Отличный сувенир для фанатов, совершенно не годный для привлечения новой аудитории. Песни сыграны очень ровно, без затяжных джемов, только в начале All Right Now наблюдается небольшая возня.

Free Live
Free Live

Но зато альбом дает возможность прочувствовать всю силу концертных выступлений группы, особенно в треках Fire And Water и Mr Big, которые на порядок превосходят соответствующие студийные версии.

4 место: Tons of Sobs (1968)

Первый альбом Free, неожиданно более зрелый, чем можно было бы ждать от этих молодых ребят, занял нишу тяжелого блюза, которая сильно контрастирует с ярким дебютом Led Zeppelin, вышедшим всего лишь четыре месяца спустя. Несмотря на свою неопытность, парни сыграли очень твердо и прямолинейно, как люди абсолютно уверенные в своем таланте.

Tons of Sobs
Tons of Sobs

Walk In My Shadow демонстрирует злую ритм-секцию, на фоне которой Пол Роджерс преподнес свой сексуально заряженный текст. А Пол Коссофф жирно расписался своим маркером на The Hunter Альберта Кинга.

3 место: Highway (1970)

После первых двух треков, классической The Highway Song и великолепной жесткой рок-композиции The Stealer, последовало продолжение, которое явно расширило привычный стиль Free.

Highway
Highway

Больше фортепиано и меньше гитары, более мягкий звук, более чёткая ритмическая связь отдельных частей песен.

И при этом песни как никогда четкие и острые, несмотря на все более натянутые отношения внутри группы.

2 место: Free (1969)

Гастролируя, Free заработали себе репутацию и во втором альбоме развернули свой потенциал, в частности в жёсткой, но яркой I'm Be Creeping, в которой Фрейзер отошёл от своей ортодоксальной манеры игры на басу, полностью трансформировав её. Songs Of Yesterday интригует неожиданными ритмическими сдвигами. А Woman представляет собой предварительный просмотр будущей Bad Company.

Free
Free

Вокал Роджерса становится всё более выразительным, а Коссофф вертится вокруг него, выстреливая очередями из своей жалящей гитары.

1 место: Fire And Water (1970)

Революционный альбом, который вывел Free на совершенно иные уровни, в первую очередь, конечно же, песней All Right Now, одной из величайших культовых рок-песен, которую можно слушать бесконечно.

Fire And Water
Fire And Water

В заглавной композиции проявились эксперименты с новым для группы фанком. И баллады Heavy Load и Oh I Wept также представили группу в несколько новом аспекте.

Подписаться!

Читать также: