Найти тему
Стройматериалы Striwer

Битумная мастика назначение, виды и характеристики | Striwer

Оглавление

Что такое мастика?

Термин мастика (от греч. mastiche — смола мастикового дерева) в строительстве — материал в виде пластической смеси органического вяжущего вещества обычно с тонкомолотыми наполнителями и др. добавками. По виду вяжущего мастики могут быть битумные, резино-битумные, дегтевые, полимерные и др.

Назначение мастики


По назначению различают мастики: кровельные (горячие и холодные) — для приклейки рулонных кровельных материалов;
гидроизоляционные — для устройства гидроизоляционных слоев в строительных конструкциях; для полов — для наклейки паркета, линолеума и т. п.; герметизирующие — для уплотнения стыков сборных конструкций.

Гидроизоляция стыков
Гидроизоляция стыков

Битумная мастика


Битумную мастику приготовляют из битума, наполнителя и добавок. Готовая мастика представляет собой пластично-вязкую массу, которая хорошо сцепляется с изолируемой поверхностью.
Мастики приготовляют, как правило, в специализированных цехах, оборудованных установками с дозирующими и перемешивающими устройствами, а также приборами, контролирующими температуру мастики в процессе ее приготовления. Готовые мастики доставляют на строительный объект. При небольших объемах гидроизоляционных работ мастику приготовляют в установках на объекте.
В котел установки для разогрева и приготовления битумных мастик загружают куски размерами 8-10 см легкоплавкого битума. При нагреве битума свыше 100 °С находящаяся в нем влага испаряется. О начале испарения влаги (обезвоживания) свидетельствует появление пены. Смесь в котле перемешивают с помощью лопастной мешалки или включением циркуляционной системы, распределяющей горячие потоки по объему котла, — это предупреждает интенсивное пенообразование. Недостаточное перемешивание смеси при продолжающемся нагреве приводит к бурному появлению пены и выбросу вспененного битума через верх котла, что опасно для работающих и может вызвать пожар. Для уменьшения пенообразования в расплавленную смесь вносят две — три капли пеногасителя (полиметилсилоксановая жидкость). Это почти в два раза сокращает время приготовления мастики. Обезвоживание разогретого битума завершается при 110 °С, о чем свидетельствует прекращение образования пены.
В котел с обезвоженной и разогретой до 105... 110 °С смесью легкоплавкого битума засыпают дозированными порциями кусковой тугоплавкий битум. Перемешивая смесь, не допуская интенсивного образования пены, доводят температуру смеси до 160... 180 °С.
Продолжая перемешивать смесь, засыпают порции (1/3... 1/4) расчетного количества минеральной добавки (молотый кварц, известняковая мука, диабазовый порошок или волокнистый наполнитель асбест) до получения однородной смеси.

Гидроизоляция крыши
Гидроизоляция крыши

Приготовляя битумную мастику, следят, чтобы ее температура не превышала 200... 220 °С. Перегрев мастики (характеризуется появлением дыма над котлом) снижает эксплуатационные качества мастики.
Подогревая смесь в течение 4... 5 ч ее полностью обезвоживают.
Битумно-полимерные сплавы — это битумы, модифицированные каучуками. Добавки полимеров улучшают водонепроницаемость и долговечность битумных мастик. В качестве добавок используют этиленпропиленовый или бутиловый каучуки (в виде кусков, крошки, гранул) и дивинилстирольный или карбоксилатный латексы (в виде водных суспензий, поставляемых в закрытой таре).
В установку для разогрева и приготовления битумных мастик, где смешаны и обезвожены (при 120... 150 °С) дорожные и строительные битумы, вносят дозированную порцию полимерной добавки в виде порошка или крошки. Массу перемешивают либо циркуляцией расплавленного битума, либо лопастной мешалкой.
Латексы постепенно вливают в нагретый до 150... 110 °С битум, интенсивно перемешивая. Для предотвращения вспенивания вводят пеногасящую добавку.


Нагрев битумно-полимерных сплавов продолжается до полного испарения воды и достижения требуемой рабочей температуры (150... 170 °С).
Битумно-резиновую мастику приготовляют так. В обезвоженную смесь битумов при постоянном перемешивании и температуре 180... 200 °С засыпают резиновую крошку (7... 10 %) от общего количества крупностью до 2 мм и перемешивают смесь для получения однородной массы и набухания крошки. Перед окончанием варки в смесь вводят пластификатор (зеленое масло 3... 5 %).
Асфальтовые мастики состоят из смеси нефтяных битумов и свыше 40 % объема минеральных наполнителей.
При небольших объемах изоляционных работ (до 500 м2 поверхности) мастику готовят на месте в битумоварочных котлах, при значительных объемах работ в передвижных обогреваемых растворосмесителях.
Минеральные наполнители (молотый кварц, песок, коротковолокнистый асбест, порошкообразный мел) после сушки и просеивания нагревают до 180... 220 °С. В обезвоженную и нагретую до 150... 190 °С смесь легко- и тугоплавких битумов засыпают дозированный порошкообразный наполнитель. Мастику перемешивают до приобретения однородной сметанообразной консистенции.

Битумная мастика
Битумная мастика