«Все, буквально все, едва заслышав, что мы отправляемся за сокровищами, изо всех сил стараются нам помочь.» (С) Сквайр Джон Треллони
Я бредил морем полным парусов. Когда тебе двадцать семь, ты молодой офицер в лихой команде отчаянных головорезов и не совсем понятно то ли жизнь ещё вся впереди, то ли вот-вот оборвётся, яхтинг – пикантная приправа к этому и без того острому блюду. Судьба горящим локомотивом несла меня неведомо куда, а позади было уже две командировки на Северный Кавказ, отчаянная женитьба на роковой женщине и бедная мама, которая стоически переживала (и переживает до сих пор) все мои выкрутасы. В середине нулевых, почти неожиданно, на нашу семью валится наследство в виде однокомнатной квартиры и я, как единственный мужчина в семье, не придумываю ничего «умнее», чем продать её и обзавестись яхтой. Слава Богу, что Он есть и только Его промыслом вся ситуация поворачивается так, что квартиру продавать не пришлось, хоть это и привело к тому, что яхты я лишился в результате развода, за что всем «участникам регаты» большое человеческое спасибо. Но в 2008 году до развода было ещё целых 2 года, а яхту хотелось и мы с теперь уже бывшей супругой пошли её искать… на Санкт-Петербургское бот-шоу, где впервые и познакомились с Джоном Сильвером нашего времени, который торговал на вышеупомянутой выставке польскими яхтами Delphia (и которого боялся сам Флинт Петербургского Парусного Союза от чьего имени Сильвер этими яхтами промышлял и которого в конечном итоге кинул, кто в теме, тот поймёт). И тут я позволю себе дать уважаемым читателям первый совет. Если Вы всё-таки соберётесь покупать яхту, то:
Совет №1. Даже если вам кажется, что без посредников не обойтись, откажитесь от посредников. Истории о том, что они являются гарантами чего угодно от целостности яхты до юридической чистоты сделки в большинстве случаев - пустой звук, к сожалению. Поверьте, не боги горшки обжигают, и вы всё можете оформить и сделать самостоятельно. Посреднические деньги лучше потратить на услуги яхтенного сюрвейера (если лодка ходила в свой maiden voyage без вас, в смысле вы у неё не первый… капитан), а оставшуюся разницу пропить, как говорит один отважный яхтсмен и мой добрый друг Михаил, а ещё лучше потратить на толковые яхтенные курсы.
Внимание! Если Вы считаете, что не справитесь с такой задачей, то дальние морские походы, в качестве капитана собственной яхты, скорее всего, не для Вас.
Но вернёмся к моей истории. Delphia 33 нас пленила своей красотой и убранством. Две каюты, просторный салон, гальюн с душем, плита с духовкой, штурманский стол и, что самое главное для новичков, большой красивый штурвал. Ведь у яхты непременно должен быть именно штурвал, не так ли? Так думает подавляющее большинство неофитов, и не важно, при этом, какого яхта размера. В общем, я влюбился, как молодой неопытный мальчишка. Впрочем, почему как? Я и был этим самым мальчишкой! Манящий белым глянцем кокпит, шпон красного дерева, белые паруса и тиковые банки. Влюбился во что угодно, только не в какие-то там эфемерные и трудно осязаемые начинающим яхтсменом, стоящим вместе с лодкой у причальной стенки, мореходные качества, ходовой комфорт и прочие достоинства, которыми должна обладать настоящая лодка. Подумать только, спустя всего четыре года в осенней Атлантике с оторванным пером руля на такой же точно лодке, буксируемой испанскими спасателями, беснуясь на крепких океанских волнах, «как козёл на верёвке» (так любила сказать моя бабушка), поблёвывая за борт то курагой с орешками (очень неприятно!), то бананом (гораздо лучше!), я окончательно переосмыслю моё отношение к современным лодкам, нарисованным "вокруг дивана" дизайнерами, а не инженерами, НО это уже совсем другая история.
Продолжим!
Я был безумцем, но не сумасшедшим. По крайней мере я так думал, и потому обратился ко всем своим знакомым, кто имел хоть какое-то отношение к «мокрому делу» с решительной просьбой меня отговорить. К счастью, все они были давно и безнадежно больны парусом и переубеждать меня не стали. Наоборот, они, как демоны-искусители набросились на меня. «Ты станешь гражданином мира», - говорили одни. «Появившись в твоей жизни яхта «подтянет» тебя до своего уровня», - уверяли меня другие. И они были правы. Единственное от чего меня отговаривали, так это от покупки новенькой Дельфии в пользу старого стального двухмачтового голландца. И они опять были правы, но, к счастью, я их не послушал. Если бы послушал, то до сих пор кусал бы локти переживая потерю хорошей лодки. Но в далёком уже 2008 году я рассудил иначе: новая лодка – это хорошо! А раз я не разбираюсь в них вовсе, то с новой уж точно не прогадаю. И вот аванс внесён. Мною от имени дилера составлены письма на завод (этим "участие" дилера и ограничилось!), спуск на воду запланирован на лето 2009 года. С завода присылают фото прямо из цеха, где собирают твою красавицу.
Волнительно! Искренне желаю всем настоящим и будущим яхтсменам испытать это чувство, когда ты у лодки первый капитан.
Спасибо красавице-Дельфии за это восторг новых открытий, и пускай она не блещет выдающимися мореходными качествами, и, как часто случается с первой любовью, наши пути-дорожки разошлись, я буду хранить в памяти это светлое чувство первого по-настоящему близкого знакомства с парусом, которое она мне подарила. Семь футов под килем тебе, Lisa, и хорошего капитана за штурвалом!
И вот наступил тот светлый день, когда собравшись в дорогу на боковых полках плацкарта Санкт-Петербург – Калининград, прямо у туалета (жизнь полна контрастов!), наш маленький экипаж отправился в свой maiden voyage. Наш дилер-Сильвер, который клялся, что поможет нам перегнать лодку, в последний момент предложил услуги наёмного капитана за какие-то жалкие 2000 евро, от чего я гордо отказался, избрав девизом похода фразу, которая здесь уже звучала выше: «Не боги горшки обжигают!». Я же стоял за штурвалом «Юного Балтийца» в 1996 году! В след нам неслось: "Вы все умрёте."
ВНИМАНИЕ: Никогда не повторяйте этот трюк! Номер исполнялся профессиональным сумасбродом, которому просто повезло.
Чуть больше суток в поезде, потом на такси до границы с Польшей, подсели в машину к пани Крыштине, которая любезно согласилась довезти нас до Эльблонга, а там на такси до Гданьска. В общем, всё это заслуживает отдельного повествования, но сейчас не об этом. И вот раннее утро в марине AZS, что находится в Горках Заходнех - ближайшем пригороде Гданьска. Лодку только спустили, сдаточная команда суетится на борту, я подхожу и спрашиваю у бригадира, можно ли подняться на борт и впервые в своей жизни слышу: "Конечно можно, ведь это Ваша яхта." - нектар для ушных раковин! Ещё несколько дней мы вооружаем лодку, скандалю с поляками по поводу коротких парусов - на заводе перепутали комплекты и мой ушёл на Средиземку, где стоит такая же Дельфия, но с укороченной мачтой. Заводчане предлагают мне отпилить у степса мачты метр, я в ответ предлагаю им отпилить на метр ноги и костерю на чём свет стоит od morza do morza. Надо отдать должное братьям-полякам - быстро сориентировались и прислали мириться парусного мастера Станислава, который, как Золушка за одну ночь сладил мне новые паруса (тяжеленные!). И вот, шампанское разбито, другое такое же распито со Станиславом и его очаровательной женой Евой; пора собираться в путь.
Первый короткий переход до Гдыни ознаменовался маленьким пожаром - в очень культурно собранном электрощите закоротило двенадцативольтовую розетку. Вызванная сервисная команда оперативно исправила проблему. А через день мы отправились в сторону Риги. Пройдя мыс Хель наша Дельфия стала шлёпать по волнам так, что казалось вот-вот развалится. Так я познакомился с явлением слеминга и понял, что с выбором яхты катастрофически ошибся.., в связи с чем:
Совет №2. Если Вы собрались покупать яхту дороже 20 000 долларов, не пожалейте потратить 2 000 долларов на то, чтобы покататься на такой же хотя бы несколько дней и, желательно, не в самую благоприятную погоду. Это простое правило, возможно, сбережёт Вам оставшиеся 18 000. Если хотите гарантированно сберечь все свои средства, то возьмите с собой жену! Очаровательная норковая шубка упакованная в Mini Cooper сбережёт вам гораздо больше нервов и подарит гораздо больше романтических мгновений, чем сырая койка в носовой каюте беснующейся на штормовых волнах яхты.
Семь футов и благоприятных ветров!
С уважением,
P.S.: Несмотря ни на что Польшу я полюбил.
P.P.S.: И, конечно, я обращался за советом на знаменитый форум журнала "Катера и яхты", но об этом будет отдельная история.