Найти тему
Александр Шуравин.

Системное мышление. Выпуск 3. Примеры реальных систем.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Предыдущая статья: Системное мышление. Выпуск 2. Что такое система.

В прошлой статье я рассказал о том, что такое система, и каковы признаки системы. Как правило, для того, чтобы решить проблему, ее моделируют в виде системы. Напомню, что «Система – это набор взаимосвязанных элементов, обладающих признаками системности». Любая система имеет 12 признаков, которые объедены в три группы: статистические свойства системы, динамические свойства системы и синтетические свойства системы. И сейчас мы разберем это на конкретных примерах.

Пример первый. Организация. Ее элементы – это отдельные работники или целые отделы (в зависимости от того, насколько детально мы рассматриваем структуру), связи – это, например, должностные инструкции сотрудников, протоколы взаимодействия (кто кому дает распоряжения, например). То есть, определению системы организация соответствует. А свойствам системности? Давайте посмотрим. Статистические свойства есть? Есть. Целостность – организация имеет определенное название, адрес регистрации, устав. Все это определяет ее границы. Открытость – то же очевидно, организация взаимодействует со средой, покупает что-то у поставщиков, принимает на работу сотрудников (из внешней среды), что-то продает (во внешнюю среду) и так далее. Наконец, внутренняя неоднородность и структурированность тоже имеет место быть. В частности, у организации есть отделы: бухгалтерия, служба персонала и так далее. Даже если организация маленькая, все равно в ней есть структура: каждый сотрудник выполняет определенную функцию и, по своей сути, является элементом системы.

Динамические свойства. Функциональность у организации есть – она выполняет какие-либо функции, например, у коммерческой организации функция получения прибыли. И организация для выполняя этой функции совершает какие-либо внешние действия. На организацию можно воздействовать тем или иным способом – стимулируемость, и она вынуждена реагировать на эти воздействия. Пример стимулирования – обращение клиента, выездная налоговая проверка и так далее. Разумеется, организация меняется со временем, она может расти, развиваться, нанимать новых сотрудников. Ну и сам мир вокруг организации изменчив. Таким образом, есть все четыре динамических свойства.

Теперь перейдем к синтетическим свойствам. Эмерджентность. У организации, как у коллектива взаимосвязанных людей, есть возможности, которых нет у одного человека. Например, надо построить дом. Один человек не сможет построить. А коллектив людей сможет. Это и есть пример эмерджентного свойства коллектива или организации. Не разделимость на части – сами по себе отделы или отдельные сотрудники без организации в целом не смогут выполнять те функции, которые выполняют внутри организации. Выкинем бухгалтерию – и организация разориться, потому что никто не будет вести учет. Да и сама бухгалтерия что будет учитываться сама по себе? Ничего, в ней не будет смысла. Ингренетность. Она выражается хотя бы в том, что организация действует в соответствии законами общества, в котором она существует. Если организация нарушает эти законы, ее принудительно ликвидируют. Целесообразность. У любой организации есть цель. Например, цель коммерческой организации обогащать своих учредителей (владельцев), цель государственной организации другая, например, полиция следит за порядком, суды осуществляют правосудие и так далее. Как правило, цель прописана в уставе организации.

Такие примеры как организация или живой организм – очевидны. Поэтому рассмотрим ситуацию, когда на первый взгляд не видно, что это система. Например, изучение иностранного языка (ну или любого другого предмета, например, математики). К нему мы тоже можем применить системное мышление, создать модель и попробовать улучить процесс обучения.

Но где тут система? Для начала надо определить ее границы. Например, мы можем считать системой процесс взаимодействия ученика и преподавателя (репетитора). Тогда в качестве границы мы можем применит временные рамки, когда они непосредственно взаимодействуют. Можно рассматривать систему шире, добавив туда применение учеником полученных знаний и навыков. Можно в качестве системы рассматривать и сами знания, придав им определенную структуру. Тогда в качестве границы мы определим те знания, которые относятся к изучаемому предмету. И в том и в другом случае мы имеем дело с нечто, обладающее статической целостностью. Первое свойство уже есть. Далее, открытость. Знания поступают из вне. Даже если их транслирует преподаватель, он их не сам придумал, а взял из каких-то внешних источников, например, из учебников. Ну и применяет ученик знания тоже во внешний мир, транслирует туда определенные действия, основываясь на знаниях. Насчет внутренней неоднородности и структурированности. Ученик и преподаватель – элементы системы, у них есть определенные связи (поток знаний от учителя к ученику). Если знания выстроены в систему, то у этой системы тоже есть элементы, например определенные правила, формулы, тезисы, слова и определения, и все это связно между собой.

Теперь поговорим о динамических свойствах процесса обучения. Функциональность. Есть ли какие-либо процессы на выходе системы? Есть, по крайней мере, измеримый результат обучения. Стимулируемость. Можем ли мы воздействовать на вход системы с названием «Процесс обучения»? Да, если предусмотрено такое воздействие. И это ключевой момент. Когда вы проектируете или описываете систему, всегда задавайте вопрос: а что служит ее входами? В данном случае то, чему преподаватель обучает ученика – это не вход системы, ибо, согласно нашему определению данной системы, преподаватель тоже является частью системы. Тогда что является входом? А входом является возможность стороннего вмешательства в процесс обучения. Например, если ученик занимается с репетитором, то входным воздействием является, например, желание или нежелание родителей ребенка продолжать пользоваться услугами этого репетитора, или их желание поменять расписание или интенсивность занятий. А как насчет системы знаний? Где у нее вход? А вход такой системы – это тот, кто ее составляет / редактирует. Входное воздействие – это изменение системы. Например, имеется некая классификация (система). Появился новый элемент классификации. И его надо добавиться согласно правилам системы. Такое добавление и будет входным воздействием, после которого система будет уже несколько измененной. Наконец, изменения во времени. Тут все ясно, процесс обучения не вечный и не постоянный. Может измениться и расписание, и появиться новый преподаваемый материал, когда старый будет усвоен. Про существование в изменяющейся среде тоже, думаю, говорить не надо – это очевидно.

Само интересное, синтетические свойства. Может ли быть у процесса обучения эмерджентность? Точнее, у системы учитель – ученик. Конечно, может. Если без учителя ученик не может выучиться, а с учителем можем – то это и есть эмерджентное свойство. Учителем, кстати, не обязательно может быть человек. Может быть книга. Человек прочитал ее – стал умнее. Таким образом, система «человек – книга» имеет эмерджентные свойства: новые знания. Причем, ни человек без книги ни книга сама по себе этим знаниями не обладает. Сама по себе книга – это лишь бумага с какими-то закорючками. В знания она превращается тогда и только тогда, когда ее кто-нибудь прочитает. Стимулируемость. Можно ли изменить систему «учитель – ученик» извне? Можно. Учитель прочел новую методику преподавания и вуаля, система изменилась. Стимулируемость, как говориться, на лицо. Ингерентность. Тут, думаю, тоже все понятно. Учитель и ученик живут в обществе и подчиняются законам общества. Целесообразность. Система явно создана с целью обучить ученика новым знаниям.

Итак, мы рассмотрели два примера совершенно разных систем. В следующей статье рассмотрим примирение системного мышление на конкретном примере.