Найти тему
Чтец смыслов

Пассивность позволяет утвердить полное торжество зла

Свщенномученик Иоанн Восторгов является образцом жизни христианина, исповедуя делом, каким образом следует исполнять волю Божию.

Беседа, отрывки из которой приведены ниже, была произнесена священномучеником Иоанном Восторговым 22 октября 1917 года. Предварял её отрывок из притчи Спасителя о богаче и Лазаре [Лк. 16, 19-23], сказанной в общее назидание.

«Закон юридический, нравственность мирская ведают только отрицательные стороны жизни, а не положительные подвиги и заслуги человека. Не убил, не украл, не обманул, не поджёг, не ограбил – и человек прав и неуязвим для закона гражданского. Это – младенческое состояние нравственности. <…> А нравственность христианская есть нравственность положительная и творческая. <…> вопрос не в том, что богач не сделал худого, а вопрос о том, что он мог сделать доброго и что на самом деле сделал… Вот суд глубокий, истинно нравственный и суд – суд поистине страшный!

Ты богат: сколько бы ты мог оказать услуг ближнему, как бы ты мог в области добра поработать и Богу и людям, как бы ты мог прославить имя Бога и Его Закон! Сколько бы слёз мог отереть, сколько бы погибших спасти, сколько бы преступлений предупредить, сколько бы заблудших наставить! Твой долг ты не исполнил, добра ты не делал – и за это, как виновный, как обокравший Бога, ты судишься. Ты умён, талантлив, ты можешь влиять на жизнь, на людей: сколько бы ты мог посеять добра <…>. Ты не сделал этого – ясно, что ты обокрал Бога, заповедавшего нам служение Ему и Его закону святости и правды. <…>

Нравственность христианская есть нравственность не запретов и уклонений от зла, а нравственность положительная, состоящая в подвигах добра. <...> Христианин должен знать, что ему делать, а не только то, чего не делать. <...>

Кто на нашем языке и в нашем представлении есть добрый и хороший человек? Увы! – это часто человек безличный, ничтожный, который ничего дурного не сделал, но не сделал и ничего доброго, хотя бы мог сделать. Кого выберут на какую-либо должность, особенно в деле управления и проявления власти и деятельности? Чаще всего – человека слабого, безвольного, робкого, на всё согласного. Это и есть – «хороший и добрый человек»! Кто не имеет врагов, кого не судят, кого не преследуют? Опять чаще всего человека ничтожного, которого вместо этого имени называют хорошим и добрым. <…>

Представление о святости как о силе пассивной делает то, что и вся русская жизнь именно пассивна, что можно в ней утвердить полное торжество зла, сильного только нашим бессилием, безволием, дряблостью и тупой животной покорностью.

В этом смысле и та власть, которая пала на наших глазах и попустительством своим злу причинила столько вреда народу, – не была ли, признаемся, отображением народного нашего характера? И в этом смысле заменившая старую власть новая приобрела ли хоть сколько-нибудь бодрости, настойчивости, явила ли творчество и силу активности? Увы! – ничего нового мы не увидели и не получили, и по-прежнему добро связано, а зло гуляет, торжествует, закон молчит и бездействует <…>. Деятели переворота и революции оказались сильными в разрушении и отрицании – и безвольны, бессильны в творческой работе. <…>

И только закон Божий есть закон воистину положительный <…> в том смысле, что он даёт положительное содержание человеческой духовно-нравственной и практической деятельности. И только закон Божий, христианский есть сила активного, действенного достижения добра и через это сила действенная в борьбе со злом. Иначе мы навсегда будем обречены на то, чтобы посекать стебли и листья ядовитого растения, которое, при сохранении корня, будет давать этих стеблей и листьев ещё больше и ещё в более сильной степени… <…>

Укрепляйте, развивайте, усовершайте добро, и тогда будет всего скорее гибнуть зло. Укрепляйте, развивайте, исполняйте положительный закон Божий, и тогда сам собой будет отходить в сторону карательный и отрицательный закон человеческий. <…>

И пока мы не придём к положительной нравственности и творчеству Евангелия, дотоле наша жизнь будет обречена на разрушение и гибель».