После окончания Вьетнамской войны прошло сорок пять лет. Четверо ветеранов-друзей (Делрой Линдо, Кларк Питерс, Норм Льюис и Исайя Уитлок мл. – все афроамериканцы) решают вернуться во Вьетнам. Они хотят найти останки своего бывшего командира (одна из последних ролей Чедвика Боузмана), который погиб в бою на глазах у одного из них, а заодно найти ящик с золотом, которое ЦРУ куда-то перевозило, самолет сбили, и друзья припрятали слитки в джунглях. Они встречаются в Хошимине, где к ним присоединяется взрослый сын одного из них, а также у другого осталась подружка с давних времен, которая сводит их неким французом (Жан Рено). Тот обещает за хороший процент реализовать золото. Друзья отправляются в джунгли, где им предстоит встретить множество опасностей (например, сохранившиеся с войны мины или местные головорезы). Причем лента будет регулярно прерываться на флэшбеки сорокапятилетней давности, и, что характерно, главных героев того времени играют эти же актеры (никак не «омоложенные»).
Изначально фильм должен был называться «Последний тур», и снимать его должен был, наверное, главный человек в Голливуде по вопросам войны во Вьетнаме, Оливер Стоун. Но что-то не срослось, и проект достался Спайку Ли (главному человеку по другим вопросам – об этом ниже).
От изначального сценария в фильме осталась только сюжетная линия с золотом. Все остальное, Спайк Ли, разумеется, поменял. Не смотря на то, что Ли – режиссер, который уже очень давно снимает, в основном, про афроамериканцев и с афроамериканцами (даже съемочная группа всегда состоит только из них), очевидно, что именно в этом году он попал в точку и стал как никогда актуален. Фильм заканчивается собранием людей под лозунгом «Black Lives Matter», и в случае Спайка Ли – это даже не большая удача, а резонный успех (человек столько лет гнул эту линию).
С другой стороны, все эти проповеди командира про черное братство, бесконечные разговоры героев про угнетение афроамериканцев, про убийство Мартина Лютера Кинга, их «эксклюзивные» рукопожатия - все это порядком надоедает. Учитывая, что фильм идет два с половиной часа, ближе к концу это становится скорее утомительным зрелищем, чем увлекательным. Хотя, конечно, Ли - режиссер крепкий, и в какие-то моменты можно и нужно отдать ему должное. В основном, как ни странно, это касается именно диалогов. Например, сцена первой встречи героев в наше время Хошимине и посещение ночного клуба (который, кстати, называется «Апокалипсис сегодня», и это не единственная отсылка к ленте Копполы). Или первая встреча с персонажем Жана Рено: вроде бы взрослые люди встретились обсудить сделку, но в итоге начали «мериться пиписьками» и спорить о том, кто лучше воевал во Второй мировой и во Вьетнаме: американцы или французы (если уж на то пошло: про Советский Союз, почему-то ни слова).
При этом, если сцены перестрелок в наше время сделаны неплохо, то Вьетнамская война выглядит исключительно "картонной". Возможно, это сделано специально. Как и то, что молодых персонажей играют не молодые актеры. Возможно, так зритель понимает, что видит не реальные события тех лет, а именно воспоминания главных героев.
Наверное, можно было бы сказать, что «Пятеро одной крови» - это такой поствестерн про Вьетнам, но Спайк Ли в течение всего фильма делает вставки (как сноски в книге) на исторические темы: зверства американских солдат во Вьетнаме, регулярное обсуждение Трампа, кусок интервью Мухаммеда Али, фото известных афроамериканцев и пр. Все вместе - это долгая тяжелая картина –высказывание об Америке. Уверен, не всякому отечественному зрителю такое будет интересно. С другой стороны не каждый день увидишь, как ветераны войны плывут по джунглям под «Полет валькирий». Для многих уже одно это станет поводом для просмотра.
Читайте также про новый фильм Кристофера Нолана "Довод"
Читайте также про фильм Юрия Быкова "Завод"
Читайте также про недавнюю комедию "Дружить по-русски"