Множество задач, начиная с запросов армии и заканчивая необходимостью осваивать родные просторы геологами и натуралистами, направляли отечественных изобретателей на разработку машин высокой проходимости. И у них кое-что получалось.
ЗИЛ 4904
В 1972 году был построен самый большой в мире шнекороторный вездеход, то есть машина, использующая для движения винтовые приводы. Удивительная проходимость по грязи, снегу, льду и воде сочеталась с невозможностью передвигаться по дорогам с твердым покрытием.
Машина могла нести на себе до 2,5 т груза, но была выпущена всего лишь в нескольких экземплярах. Ее серьезным недостатком был значительный урон почвенному слою и заодно с ним – корневым система деревьев на пути следования вездехода.
ДТ-10 Витязь
Двухзвенный (с прицепом) гусеничный вездеход выпускался на Ишимбайском заводе с 1982 по 1986 год. При собственном весе в 21 т у него была грузоподъемность в 10 т.
С экипажем из пяти человек он применялся в условиях Крайнего Севера и поражал не только довольно высокой скоростью, но и отличной проходимостью.
Испытывался на болотах, на снежной целине и на пересеченной местности при температурах от -60 до +40 градусов. Несколько сотен таких машин до сих пор эксплуатируется.
Харьковчанка
В 1958 году на Харьковском машиностроительном заводе был создан вездеход для использования в суровых условиях Антарктиды, в том числе при температуре до -80 градусов. Основой для нее послужил тяжелый танковый тягач. Машина весила 35 т, но могла тащить за собой до 70 т.
Несмотря на такой вес, машина могла предолевать подъем до 30 гр. и даже плавать!
Кабина была теплоизолирована, в ней имелось 8 спальных мест, санузел и камбуз. К сожалению, в кабину проникали выхлопные газы. Эта проблема была решена при модификации вездехода.
ЗИЛ-5901 ПЭУ-2
Этот вездеход-амфибия должен был служить эвакуатором для спускаемых космических аппаратов. Для удобства на машине был установлен кран, проходимость обеспечивала трехосная компоновка.
Кроме всего прочего, в машине имелась многоместная кабина.
Размеры вездехода поражали воображение. Длина почти 12 м, ширина – больше 3 м, высота – 3 м. Великан был построен в 1970 году.
ГАЗ-71
Еще один трудяга, предназначенный для работы в условиях Крайнего Севера, выпускался с 1968 по 1985 на Заволжском заводе. Гусеничный транспортер-снегоболотоход весил почти 4 т, но мог перевозить 1 т и буксировать до 2 т.
Экипаж состоял из двух человек, в кузове могло размещаться до 10 человек. Машина до сих пор трудится в самых тяжелых условиях.
Надеюсь, я не забыл ни одну из лучших машин в этом сегменте. Было бы интересно узнать, какая из моделей вам кажется наиболее выдающейся. Подписывайтесь на мой блог, и мы обсудим это вместе.