В американских музыкальных ВУЗах нет предмета полифония, а в российских - есть. Почему так? Выясним, в чём причина такой странности.
Давайте сравним понимание термина "полифония" в западной и русской традиции.
Англоязычное определение:
Полифония - это тип музыкальной фактуры, состоящей из двух или более одновременных строк независимой мелодии, в отличие от музыкальной текстуры с одним голосом, монофонией или текстурой с одним доминирующим мелодическим голосом, сопровождаемым аккордами, гомофонией. (Wiki)
Русское определение:
Полифо́ни́я (лат. polyphonia, др.-греч. πολυφωνία — буквально «многозвучие», от др.-греч.πολυ-, πολύς — «много» + др.-греч. φωνή — «звук») — склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. В музыкальной пьесе полифонического склада (например, в каноне Жоскена Депре, в фуге И.С. Баха) голоса равноправны в композиционно-техническом (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и логическом (равноправные носители «музыкальной мысли») отношениях. Словом «полифония» также именуется музыкально-теоретическая дисциплина, которая преподаётся в курсах среднего и высшего музыкального образования для композиторов и музыковедов. Главная задача дисциплины полифонии — практическое изучение полифонических композиций. Как видите, в англоязычной Википедии нет упоминания об учебной дисциплине "полифония", а в русской есть!
Но существует ещё один термин - "контрапункт".
Если вы интересуетесь музыкой, вам наверняка попадались упоминания терминов контрапункта и полифонии в различных контекстах.
В буквальном переводе с латыни punctus contra punctum означает точка против точки. Имеется в виду: нота против ноты.
И снова сравним англоязычное и русское определение слова.
В англо-американской традиции контрапункт в музыке - это взаимоотношение между двумя и более самостоятельными, независимыми голосами или мелодическими линиями, каждый из которых имеет свою гармонию, и ритм. (Кажется, почти тоже самое мы видим в определении полифонии ;-) . Я выделил слово взаимоотношение, так как именно разные типы взаимоотношений между голосами и определяют обширный свод музыкальных правил, по которым и пишутся контрапункты.)
В контексте западной классической музыки контрапункт относится к фактуре полифонии, которая развивалась в период позднего средневековья и раннего Возрождения и встречается в большинстве случаев обычной практики, особенно в стиле барокко.
В западной педагогике контрапункт преподается через систему видов. По-русски - разрядов.
Сочетание 3-х мелодических линий в инвенции И.С. Баха.
Русское словарное определение контрапункта: Контрапункт — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Контрапунктом также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций, теперь полифония. Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности.
А вот и ответ! Почему-то, в советском, а позже в российском музыкознании термин "контрапункт" был отодвинут на второй план и объединён с термином "полифония". Хотя в начале ХХ века первоначальный и более верный термин был в ходу:
Это странно, потому что само искусство контрапункта возникло именно на Западе. Термин полифония в западной традиции употребляется в историческом контексте, например, при изучении истории музыки средних веков.
В российской традиции преподавания музыкальных дисциплин существует предмет "полифония", но нет предмета "контрапункт", на Западе наоборот, "контрапункт" преподаётся, а предмета "полифония" - нет.
А какой, по-вашему, термин более правильный?
Познакомиться с тем, как использовать полифоническую технику на практике можно в видео: