Найти в Дзене
Zames Media

Урал воюет с дистантом

Оглавление

Часть студентов Уральского государственного юридического университета продолжит ходить на лекции. Рекомендации губернатора Евгения Куйвашева перевести студентов на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса оказался не указом для вуза. Ректор Владимир Бублик заявил в видеообращении к студентам, что удаленная учёба «светит» только некоторым студентам. Однако дистант продолжает стремительно наступать. Неужели сопротивление бесполезно?

«Студенты первого и второго курса пока остаются работать в университете. Первокурсники только начинают понимать, что такое образование в вузе, если их оставить на дистант, боюсь, мы заложим мину замедленного действия… Студенты второго курса продолжат учиться, потому что это очень сложный курс, когда студенты начинают изучать фундаментальные дисциплины — гражданское, уголовное, административное право», - заявил Бублик.

Вместе с тем на учебу в онлайн-режиме со 2 ноября переведены студенты третьих и четвёртых курсов. Ректор уточнил, что они чаще заражаются коронавирусом, поскольку многие уже работают и контактируют с большим количеством людей

Но избежать всеобщего дистанта, похоже, не удастся. И взрыв этой «мины» действительно не за горами.

Виртуальная реальность

Сейчас можно найти немало прогнозов о том, как изменится образование в ближайшие десять лет. Однако, пожалуй, ни один провидец или фантаст не может дать абсолютно точный прогноз конкретным изменениям, например, «через пять лет шариковые ручки станут стопроцентным анахронизмом». Мир слишком изменчив! Но вполне можно оценить те тенденции, которые наберут силу в образовании.

Эксперты, опрошенные Zamesом, уверены: маловероятно, что студенты перестанут ломать голову над бесчисленными письменными заданиями. Вряд ли канут в лету такие понятия как исследовательская работа, диссертация, обзор или эссе. Конечно, студенты, преподаватели и образовательные системы различаются от страны к стране, но все же можно заметить некоторые общие тенденции.

По мнению директора онлайн-школы иностранных языков Нарины Багдасарян, будущее, несомненно, за компьютерными технологиями и только за ними!

«Учебный процесс по экспоненте входит в онлайн-формат. Без него уже немыслимо никакое преподавание. Учебники и учебные программы в подавляющем большинстве стали цифровыми, онлайн-уроки и различные популярные платформы для дистанционного преподавания и проведения занятий в интернет (Skype, Zoom) начали намного активнее применяться. В следующем десятилетии в образовании будет происходить дальнейшее внедрение компьютерных программ и техно-разработок в учебный процесс», - утверждает Багдасарян.

По ее словам, технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) быстро завоевывают популярность и оказывают все большее влияние на образование. 3D-печать упростит обучение с точки зрения предоставления новейших учебных пособий и моделей, выполнения проектов и заданий. Уже сейчас есть масса школ, действующих только онлайн, которые уже вполне стандартизированы, так же, как и офлайновые «с физическим присутствием». Вполне возможно, что именно они будут прямо или косвенно формировать основы образования будущего.

Децентрализация обучения

Многие традиционные рабочие места быстро устаревают, заменяются роботизированными линиями, совершенствуются и трансформируются профессии. Стоит признать, что искусственный интеллект может обрабатывать информацию на порядок быстрее.

Вместо этого преподавание будет все более новаторским и экспериментальным, творческим, креативным, отходящим от традиций и раздвигающим рамки.

Педагог Оксана Ильина уверена: в следующие десять лет образование будет еще активнее ориентировано на то, чтобы учащиеся могли получить практические и полезные им навыки во время любой стадии учебы – от школы до университетов.

Это вовсе не означает, что люди больше не будут изучать гуманитарные науки, философию, психологию. Скорее, это показывает, что даже изучение «неточных» наук, таких как социальные, знания о существовании и развитии личности и общества, будет сосредоточено на практическом применении в реальных ситуациях.

Студенты будут владеть обширными знаниями, понимать, зачем именно они им нужны, и как их применить, будут постоянно оттачивать критический ум, поскольку тесты больше не будут иметь целью проверить насколько велик объем их знаний, а исключительно на том, насколько хорошо и адекватно они могут применить полученное.

Образовательная революция

Развитые цифровые технологии позволят учащимся стать активными участниками процесса, а не вместилищами, куда лекторы складывают информацию. В дальнейшем, педагоги будут выполнять скорее роли наставников, тьюторов, нежели лекторов, говорят специалисты. Уже сейчас современные онлайн платформы для дистанционного обучения позволяют студентам учиться в своем собственном темпе.

Ученики больше не будут посвящать первые 20 с лишним лет своей жизни формальному обучению. Образование все больше будет адаптировано под потребности и способности каждого конкретного студента. Правда, вопрос социализации в этой новой реальности, похоже, пока так и не решен.

Говорят, что наш мир становится глобальной деревней. Все более тесные взаимосвязи всех со всеми, открытость и прозрачности мира разрушили барьеры пространства и времени.

Последствия этого феномена для образования заключаются в том, что содержание и форма обучения станут более едиными и доступными, нежели раньше. Возможность доступа учащихся к урокам и материалам из любой точки мира означает, что они теперь смогут находиться в курсе мировых тенденций в своих областях обучения.

Главное только, чтобы эта революция, которой многие по-прежнему пытаются противостоять, в том числе на Урале, не убила всё то хорошее, что все же осталось в нашем, российском, образовании.