1. У трудного детского поведения, скорее всего, есть причина.
За ним почти наверняка скрывается потребность ребенка во внимании, спокойствии, любви или других жизненно необходимых вещах. Если найти и удовлетворить эту потребность, проблема исчезнет.
2. Если ребенок чувствует угрозу привязанности — базовой эмоциональной связи со своим взрослым, он почти наверняка начнет вести себя «трудно».
Он будет снова и снова проверять вас на прочность, пытаясь убедиться, что с привязанностью все в порядке. Поэтому сначала ребенка нужно успокоить и дать ему понять, что вы — по-прежнему его сильный, заботливый и любящий взрослый, а уж потом заниматься его поведением.
3. Поведение, которое не нравится родителю, может объясняться индивидуальными особенностями ребенка — его темперамента или нервной системы.
Бороться с этим бессмысленно и разрушительно для отношений. К такому поведению стоит приспособиться или подождать, когда ребенок его перерастет.
4. Дети реагируют на действия, а не на слова.
Нет способа научить ребенка быть вежливым, если не проявлять вежливость по отношению к нему.
5. Ребенок имеет право на уважение.
Если мы ведем себя с ним так, как будто он не человек, а наш слуга или робот, ребенок будет протестовать. В семьях, где принято просить, а не приказывать, конфликтов гораздо меньше.
6. Ребенок имеет право на чувства.
Если его чувства не принимают и отвергают, он будет обороняться и доказывать свое право. Немного принятия, поддержки и сочувствия — ведь мы никогда не отказываем в этом своим друзьям, но почему-то отказываем детям. Здесь работают приемы «активного слушания».
7. Вместо наказаний — естественные последствия.
Во взрослой жизни наказаний почти нет, поэтому в детстве они ничему не учат ребенка, а только портят отношения. Но последствия не должны быть сфабрикованы родителем в воспитательных целях.
8. Чтобы перестать срываться на ребенке, надо «выключить автопилот».
В состоянии стресса мы, как и дети, перестаем слышать свой рассудок. Чтобы действовать осознанно, надо принять на себя ответственность (не «он меня опять довел», а «я пока не могу обходиться без крика»). От привычки действовать на автомате стоит избавляться постепенно (один день без крика, неделя, месяц).
9. Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом — на ребенка.
Если вы не позаботитесь о себе, вы не сможете заботиться о детях. Лишние полчаса мультиков в день куда менее вредны, чем мама в состоянии нервного истощения.
10. В трудные моменты вспоминайте, что вы любите своего ребенка, несмотря ни на что.
Оставайтесь с ним «по одну сторону баррикады», ведь никакое воспитание не стоит того, чтобы разрушить связь между вами.