На уютненьком дзене развелось свыше 9000 статей про жертв ЕГЭ, поэтому партия кухонных политологов решила выпустить еще одну, про все косяки и лень МинОбра. Пройдем по основным плюсам и минусам нового экзамена по порядку.
Почему он необходим
Экзамен стал большим шагом к обеспечению прозрачности перехода школьников из своих школ в вузы по всей стране и уравниванию шансов школьников из Нерезиновой и Мухосранска. Но кто-то более равный как был, так и остался (Кавказ, сливы с Владивостока или еще раньше, репетиторы). Но мы пока будем искренне верить, что в этом плане стало лучше.
Что с ним не так
Попытка подогнать всех под единую гребенку неизбежно столкнется с рядом трудностей. Часть из них была успешно решена, но осталось много проблем, каких-либо подвижек по ним в ближайшем будущем не предвидится.
Кривые шкалы
На графике шкалы перевода первичных баллов во вторичные по первым пяти предметам в 2021 году. Что это? Почему одни кривые одинаковые, а другие уходят в космос? Почему информатика прощает одну ошибку, математика - много, а другие предметы - нет? Почему история и информатика так подтягивают двоечников?
Любой, кто делал лабы по физике, назовет эту картинку подгоном. И будет прав. Таким нехитрым образом можно создавать какой угодно общий результат экзамена по стране. Как оно влияет на суть экзамена, проверку знаний и умений школьников - говорить, думаю, не стоит.
МиоОбр должно или выпилить это (просто, но неудобно) или обосновать эти хитроумные фигуры (слишком сложно).
Неадекватные оценки у краев шкалы
Экзамен лучше всего работает в середине шкалы, когда школьник умеет решать около половины заданий. Если он научится решать больше или меньше - это будет сразу видно. Если школьник ничего не умеет - на первый план выступает кривизна шкалы, наличие "угадаек" и простая случайность. Если он все умеет - экзамен, опять же, покажет только кривизну шкалы и случайность.
Чтобы это решить - нужно разнести сложность заданий, добавить как задачи для совсем неумных, так и для олимпиадников. Тогда двоечникам будет, чем заняться, и надобность в таком костыле как, как базовая математика, отпадет, а абитуриенты топовых вузов будут мериться задачками своего уровня, а не вторичными предметами, индивидуальными достижениями и количествами глупых ошибок.
Проблему нехватки времени с расширенным диапазоном тоже можно решить. Скажем, например, с двумя новыми блоками у нас появилось пять частей, и каждая по 20 баллов. Если школьник умеет решать задачи из 3 и 4 части - нет смысла проверять пырвые 2 части, можно за каждую часть засчитывать сумму баллов по ней и всем более сложным. Если он наберет 16 баллов за 3 часть, 5 за четвертую и 1 за пятую - для первых 3 частей балл будет 16 + 5 + 1 = 22, обрезается до предела в 20, для 4 части - 5 + 1 = 6, для пятой - 1, и в итоге он получит свои 20 + 20 + 20 + 6 + 1 = 67 баллов без пустой траты времени на задачи из детсада.
Топорное сравнение результатов
Вузы выставляют список предметов, нужных для поступления, и мерилом пригодности абитуриента является сумма баллов по этому списку. Для средних вузов и баллов это еще работает, больше выучишь - лучше поступишь, а на краях эта система терпит фиаско. Например, в топовых технических вузах все абитуриенты пишут профильные предметы примерно на 100 баллов, и мерилом пригодности для технического вуза становится балл по русскому языку, что есть абсурд. Этот баг легко исправить, добавив коэффициенты к разным предметам, которые может устанавливать вуз, чтобы учитывать какие-то предметы больше чем другие.
Списывания
Неотъемлемая реалия этой страны, ничего не попишешь.
Натаскивание не на предмет, а на конкретные задачи
В результате имеем, что школьная программа 10-11 классов игнорируется чуть более чем наполовину. "Подготовка к сессии" длиной 2 года вместо учебы. Это является следствием того, что тип каждой задачи известен, и со временем не очень меняется. Исправляется это составлением новых задач на каждый год. При этом неизбежно образуются более "простые" и "сложные" года, поэтому вместе с этим нужно снизить "срок годности" результатов экзамена до одного цикла поступления.
Игнорирование всех "ненужных" предметов
Лечится введением одного обязательного экзамена, несложного, по всему и сразу. Опять же, с неизвестным содержанием, чтобы учеба не скатывалась в профанацию.
Таким образом можно вернуть к жизни 2 года жизни старшеклассника, проведя пару реформ одного экзамена. Но для реформ нужены деньги (и моск), а у нас, как известно
UPD: Отличная статья с разбором ЕГЭ как явления есть на Луркоморье. Но этот википроект отличается обилием нецензурного и оскорбительного контента, так что используйте на свой страх и риск.