Союз Польши и Литвы (а через нее – будущих Украины и Беларуси) был заключен в 1385-м в результате династического брака, когда великий князь Ягайло, женившись на королеве Ядвиге, стал одновременно и польским монархом. Это была реакция на общую угрозу от Тевтонского ордена, которая оказалось действительно успешной – клерикальные немцы были разбиты и вскоре признали себя вассалами объединенной монархии.
Через два столетия русская экспансия вдохнула в этот союз новую жизнь. Когда Иван Грозный начал наносить литвинам поражение за поражением, была образована еще более сплоченная Речь Посполитая, а управленческие структуры Польши и Литвы были слиты воедино. Это позволило лишить московского царя большей части его завоеваний.
В дальнейшем это объединение не смогло справиться с сепаратизмом входящих в него народов и уступило соседним, более развитым империям. В 18-20-х столетиях в Центральной и Восточной Европе правили бал русские и немцы, и казалось, что конца этому не будет.
Но из-за Первой мировой политическая ситуация изменилась, и империи начали сыпаться под тяжестью собственного веса. После двух русских революций 1917-о года, когда военное противостояние между русскими и немцами почти прекратилось, зато у нас разгоралась собственная гражданская война, польский лидер Юзеф Пилсудский, государство которого находилось в процессе восстановления, выдвинул идею так называемого Междуморья, и предложил ее реализовать как центральноевропейским странам, так и великим державам – Англии и Франции.
Предполагалось, что Польша, Литва, Украина, Беларусь, страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Молдавия, Югославия, Чехословакия и Финляндия должны образовать конфедерацию для совместного противостояния России и Германии, которая должна была продолжить политическую традицию Речи Посполитой.
Но каждый из народов, что только-только провозгласил свою независимость, и часто, не подтвердил ее с оружием в руках, был против находить себе нового господина, в роли которого поляки видели именно себя. К тому же, у них были территориальные претензии друг к другу, что также препятствовало достижению взаимопонимания. В конце концов, план отвергли великие державы, которые считали, что это ослабит их союзника по Антанте – Россию.
В межвоенный период Польша пыталась возродить свою идею, заключая дипломатические союзы, но вскоре все гипотетические участники Междуморья были съедены Третьим Рейхом и Советским Союзом. А после Второй мировой был создан соцлагерь, как военный и экономический блок. Но…
Когда он распался, казалось, что у Варшавы снова есть шанс.
В 1991-м году была провозглашена Вышеградская четверка, в которую вошли Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, которая, правда, не приняла никаких усилий по интеграции и ограничилась посольскими поездками. И лишь начало противостояния на Донбассе внесло в идею свежую струю.
В 2014-м году была создана негосударственная политическая организация Альянс Балто-Черноморских наций в составе Украины, Грузии, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии. В нее вошли правые националистические партии соответствующих стран, нацеленные на противостояние России. Правда, Польшу туда не взяли. В тот же год появилась польско-литовско-украинская военная бригада, для участия в военных операциях ООН, Евросоюза и НАТО.
Но опять же, до появления Междуморья в том или ином составе далеко, как до луны. Причиной этого являются непомерные амбиции поляков, которых соседние страны совсем не считают безоговорочным лидером и объектом для подражания. Да к тому же, западные европейцы и американцы, которые уже создали интеграционные структуры во главе с самими собой, ничуть не желают уступать лидерства Варшаве, которая не является великой державой ни в военном, ни в экономическом плане.