Танатология – это наука о смерти. Существует две обширные области знания, в которых танатология выступает своеобразным якорем для смежных дисциплин – естественнонаучная и гуманитарная. К последней относятся философия танатологии, танатологическое литературоведение, и, конечно, танатопсихология. Танатопсихология определяется чаще через перевод с греческого как «психология смерти (умирания)» или «психология отношения к смерти», а также, в контексте геронтопсихологии, как «наука о закономерностях умирания».
Если осознать, что в жизни каждого из нас есть только два безусловно главных события – это рождение и смерть, то становится понятно, что танатопсихология имеет дело буквально с основой нашего бытия. Все мы смертны, кроме того, на протяжении жизненного пути, мы неоднократно встречаемся со смертью.
Как мы поведем себя, когда она пройдет совсем рядом? Зажмуримся и вытесним страшные, пугающие мысли, стараясь быстрее все забыть, перелистнуть страницу и жить дальше, как будто ничего не произошло? Или остановимся и наберемся мужества взглянуть на нее, крушащую все наши иллюзии, сметающую все наносное и показное, и со всей бескомпромиссностью высветляющую то главное, что на самом деле ценно и важно для нас?
Что мы обычно говорим или думаем про себя? «Жаль, но ведь незаменимых нет…», «Хорошо хоть еще сын есть…», «Еще молодая, еще успеешь выйти замуж/ родить» (нужное подчеркнуть). Утешают ли наши советы держаться/ крепиться?
Даже на бытовом уровне мы совершенно потеряли культуру горевания. Скорбящий для нас – это человек больной, от которого либо шарахаются как от прокажённого, либо всеми силами «помогают» вернуться к нормальной жизни.
Позитивный взгляд на мир, бесконечное стремление к успеху, гонка за достижениями не дают трагедии права на существование в нашем мире. Если хотите, мы все обесцениваем трагедию, скорбь, да и саму смерть. Ничему не учимся, потому что открыть глаза и посмотреть в лицо смерти страшно. Толпа бодрящихся и молодящихся индивидов несется по жизни так, как будто финиша не будет никогда. Умерший воспринимается нами чуть ли ни как неудачник!
Один из основных танатологических парадоксов состоит в том, что наше отношение к смерти – это, на самом деле, наше отношение к жизни. Смерть выявляет суть вещей, открывает нам смыслы. Одно из самых сильных высказываний о смерти: «Живые закрывают глаза мертвым. Мертвые открывают глаза живым».
Танатологический подход в психологии и психотерапии абсолютно необходим для современного общества, растерявшего смысл и цель в погоне за удачей.