Найти тему

Флот Петра Первого

Всем привет!

Предлагаю вернуться к временам Петра Первого и немного подробнее посмотреть на зарождение флота. Да, конечно, первыми единичными "ласточками" флота были еще корабли Алексея Михайловича, а торговый флот в России был и ранее. Но он был каботажным (запомним). Именно при Петре строительство флота стало централизованным, а импульса, заданного им, хватило до середины XVIII века. Но начнем несколько издалека.

Итак, для России того периода важно было получить выход к морю. Это объяснялось простыми экономическими выгодами в виде дополнительного дохода от морской торговли (собственно, основная торговля шла по воде). Еще Рюриковичи в лице Ивана III и Ивана IV стремились овладеть торговлей на Балтике. В частности, для этого были основан Ивангород и это же стало одной из причин Ливонской войны. Но по разным причинам требуемый результат не был достигнут в полной мере (Ивангород не стал таким центром торговли: купцы Нарвы, Ревеля и других торговых городов уже были посредниками в торговле России и Европы, как, впрочем, и сейчас). В сравнение и для понимания важности нового источника пополнения казны: доход России был в 5-7 раз меньше доходов Франции при сопоставимом количестве населения (это без учета заморской торговли, о чем речь ниже). Между тем, у Франции доход бюджета на 1/3 состоял из поступлений с европейской части стран (эта часть была в 5-7 раз больше нашей доходной части). А еще 2/3 французы получали в виде прибыли от торговли сахаром с Карибских островов. То есть, возможность внедриться в этот рынок обладала практически бесконечным экономическим потенциалом. Но стать частью торговли с каботажным флотом было нереально: известно, что в порту Питера лишь 2-3% кораблей имели подданство России, а остальные - иностранные корабли дальнего плавания. Соответственно, процент прибыли можно было увеличить повышением количества кораблей под нашим флагом. Причем кораблей, также имеющих опцию дальнего плавания. Позднее, Петр Первый попробует заполучить свой клочок экзотики, кстати. Это так называемый "Мадагаскарский проект" и походы в Персию и Хиву.

С другой стороны, мы прекрасно знаем, что Россия всегда была богата ресурсами и, казалось бы, зачем нам куда-то плавать, если мы может и сами прекрасно продавать из порта. Номинально, так и есть: Иван Грозный был предельно рад, когда английские купцы начали работу в Архангельске. Он освободил их от пошлин и это должно было стать тем стимулом, который привлек бы и других торговцев. А раз так, зачем нам флот? Дело в том, что торговать из своего порта с эффективностью можно было при одном условии: сохранении политической независимости. Всем известно, что Индия и часть Китая именно так и торговали поначалу. Но были постепенно захвачены колонизаторами и вся выгода пошла в казну европейцев. Объяснялось это до безобразия просто: военные технологии Европы были намного впереди относительно военной технологии Индии и Китая. Равно, отставали и наши технологии. В середине XVIII века Индия переняла у Европы часть новинок и даже нанимала европейских офицеров, но все равно не смогла удержать независимость: суть состояла в том, что надо было не просто перенять, но и заложить основу для развития, чтобы снова не отстать. Индия этого сделать не смогла. Наш Петр Первый - смог. Как это выглядело на примере: индийские мастера быстро научились лить пушки как у Европы. Но далее этого не шагнули. Наши же мастера вскоре изобрели "Единорог", который совершил маленькую революцию в своем сегменте.

Таким образом, цепочка событий следующая: торговля с заморскими странами приносит огромную выгоду, необходимую казне-чтобы торговать с ними, надо быть независимым государством-для независимости надо перенять у Европы передовые веяния военной науки-чтобы не просто перенять, но и развить, надо аристократическую верхушку образовать по современной европейской системе знаний (привет основанию Академии) и заложить основу дальнейшего развития (это к вопросу реформ Петра).

И здесь мы возвращаемся к началу статьи: у России, как мы запомнили, в начале царствования Петра не было флота, кроме как каботажного и единичных крупных судов. Но невозможно построить флот, не обладая основой в виде торгового флота. Поэтому, в 1696г выходит знаменитой решение Боярской Думы "Морским судам быть". Согласно решения, Россия планировала пойти по пути Голландии, а именно: создание "компанств". Эта логика была характерна и другим странам Европы. То есть, купеческие и боярские дома обязывались строить корабли, которые в военное время мобилизовались бы государством для военных целей, а в мирное время служили бы торговыми судами. Правда, в условиях России такой подход оказался непродуктивен: без централизованного контроля должный эффект не получался.

Другой проблемой стал набор офицерского состава. Если в матросы в теории можно было брать поморов, которые обладали хоть каким-то навыком работы на корабле, то кадров для управления не было от слова "совсем". Поэтому Петр набирал в Европе, в первую очередь - французов и англичан, так как выяснилось, что голландцы сильно отстали от первых двух. Изначальный же выбор в пользу Голландии объяснялся просто: они умели строить корабли для мелких глубин, характерных также и для Финского залива.

Теперь про иностранцев на службе России. Много заблуждений на счет их рвения, так сказать. Частью - справедливо. Но основной причиной неудач иностранцев была все та же русская душа: необходимость жесткой дисциплины была не всегда понятна европейцам. С другой стороны, есть пример добросовестной службы с оттенком героизма. Малоизвестный простому любителю Пьер Дефремери поступил на службу России в 1721г. Во время войны за польское наследство 1733-1735г его корабль "Митау" оказался пленен французами. После войны дело разбирали в Сенате и всех офицеров, включая Дефремери, а также матросов приговорили к казни за "неоказание сопротивления". Императрица Анна вскоре объявила амнистию и все остались в живых и в прежних чинах. И вот, в 1737г во время войны с Турцией его корабль был настигнут турками. Дефремери успел высадить всех матросов, а сам еще с двумя членами команды остался на корабле и загнал его на отмель. Когда к кораблю подошел турецкий корабль, Дефремери выпалил по нему из всех пушек, после чего взорвал свой корабль. Сам, конечно, погиб. Казалось бы: иностранец, но свой долг выполнил независимо от места рождения.

Последнее: корабли. Заслуга Петра в том, что он не просто скопировал европейский опыт, но и дал возможность для развития. Уже перед смертью Россия построила 100-пушечный линейный корабль "Петр Первый" (который вскоре переименовали в "Петр Первый и Второй"). Как писал вначале, этого импульса хватило на 50 лет: в 1770г российский флот разгромил турок в Чесменском сражении. И лишь в 1786г Екатерина Вторая пригласила англичанина Гаскойна, чтобы дать новый импульс развитию флота. Но это уже другая история.

Моя следующая статья "Закопанный на 15м храм в Индии" здесь