Найти в Дзене
Скамейка

Уличный художник и бард Нелсон

Я дожил до того возраста, что могу жить таким, каким я сам себе нравлюсь

Нелсон — известный житель Петербурга. Он уличный художник, бард, создатель достопримечательности «Двор Нелсона», которая в Гугл картах с недавних пор грустненько значится как закрытая навсегда. Но осталось много фоток. Я рассматриваю фотографии и вижу праздничное чувство цвета, разлитое по стенам, урнам, корягам, плюшевым игрушкам и старым велосипедам. Вся эта сложносочиненная уличная эстетика недавно была уничтожена по официальным причинам. Я могу это понять — все-таки общая территория. Все хотят внести свой вклад — кто-то по раскрашиванию, кто-то по закрашиванию.

У меня дела неподалеку, и я решаю заскочить во двор, осмотреться.
Дамы из ЖЭКа закрашивают остатки рисунков на стенах. Мы дежурно муниципально собачимся. Я встречаю Нелсона и еще двоих людей, как мне их представят: фокусник и Галина. Мы спускаемся в подвал, там метров пятнадцать места, каждый сантиметр татуирован артом. Нелсон поет песню «Галина». У него много песен с именами, и они ложатся на душу как хорошие гороскопы. Галина дарит Нелсону мольберт и уходит.
Мы пьем чай и тусуемся. Я чувствую, как попала в водоворот пространства, ведь собиралась только закрашенные стены посмотреть и отдельно договориться об интервью. Нелсон поет мне песню «Саша».

-2
-3
-4

Я возвращаюсь с фотокорреспондентом Юлей, спускаюсь по лестнице и слышу: «Саша, это ты? Я тебя по стуку каблуков узнал».
Это я.
Мы снова тусуемся, Нелсон поет Юле песню «Юля». Приходит молодой мужчина, тепло дарит Нелсону торт из кондитерской «Тройка», и, сославшись на дела, уходит.

-5
-6
-7

Мы бродим, Юля фотографирует, Нелсон готовит курицу для домашней вороны. Я смотрю на картину на мольберте, который принесла Галина, небо расцвело как дикий сад, параллельно пытаюсь найти всех заявленных котов в количестве трех. Один — «разбойник и живет на бис», второй — дрыхнет рядом с нами.

-8
-9
-10

Мы ищем себе место как герои разговорной пьесы, наконец, рассаживаемся, и у меня появляется возможность позадавать вопросы, которые я приготовила как домашку.

- Так, их штук 8

- Да это мало.

- Я старалась.
(Смеются)
Как вообще дела?

- У меня дела все время в общем настроении. Все, что происходит в мире, происходит здесь. Ничего нового, все как надо.

- Круто. В какой момент вы полностью отказались от денег?

- Я все время считал, что они мне не нужны. С деньгами и дурак умным выглядеть будет. А жить вне зоны материальных ценностей… Так или иначе деньги мне пропихивают: один штуку дал, другой — пятьсот, третий — еще пятьсот. Правда, я не знаю, куда я их подевал, один раз помню, что я в магазин сходил за коньяком, а потом кого-то я встретил, бедолагу и так далее. Для меня деньги вообще ничего не значат.

- А было время, когда вы зарабатывали деньги?

- Да, я занимался реставрацией и зарабатывал хорошие деньги. Хорошие деньги! Я дозанимался, что даже приобрел некоторые антикварные ценности, я уже хотел по-крупному, потом я понял, что это такая лажа, мне стало неинтересно. Эх!

- У вас есть песня с вашим именем?

- Не, а ее никогда не будет. Много песен про меня, собственно говоря, которые я написал.

- Расскажите про ту силу, которую вы видите за именем?

- Ну это же целая история. Все носители этих имен носили имя начиная от бытности и заканчивая характером. Энергетика — это же не простое какое-то воображение, это действительно сила, которая влияет на все: и в тех мирах, и в нашем материальном мире, кто как его воспринимает. Имя — носитель той энергетики; ну вот люди, которые носили эти имена, они ее туда вселили.

- То есть это типа как историческое сообщество, которое длится от появления имени и до наших дней.

- Может быть так, очень просто.

-11
-12
-13

- У вас есть совет для тех, кто хочет отпустить весла и тоже во многом довериться вселенной?

- Совет? Ну, для того надо от многого суметь избавиться. От всяких … ненужных качеств, которые нам передают с рождения генетически.
(Поет песню про энергетику)
И все!
(Смеется). Я когда написал песню «Мы из рая», («мы из рая и земля для нас вода, мы боги и не боги») а когда заканчивал, видел, что люди недоумевали в этот момент, они не готовы были к такой песне вообще. Я заканчивал «Мы не лохи, нет, не лохи…», и они начинали оживляться тогда («мы не лохи, нет, не лохи…»). Ну, следующий вопрос?

- Давайте! Какое максимально неверное клише о вас?

(Ушел в раздумья)
- Слушай, ну если вот так вот подойти ко всему, я о себе уже слышал все: самое поганое, за что можно вообще просто спросить, вот с ходу завалить. Наслушался уже всего. А потом понял, что по-другому быть не должно вообще, на самом деле. Человека должны испоганить и в той же степени вознести. И, в общем, искать, где правда, а где неправда — не знаю, даже нет смысла, наверное.

- Я поняла.

- На самом деле!

- Я поняла. Красиво. Каким таким боком нужно повернуться к миру, чтобы люди готовы были тебе что-то отдать? Ну, там, мольберт и краски, еду, сиги…

- Любить их. Реально любить их. Вот просто женщина подошла, Люба, которая принесла мольберт там, краски целую кучу, этот самый, холст. Ну, елы-палы, я их люблю за то, что я любим, наверное. Я даже не знаю, за что я их люблю. Они мне просто нравятся независимо там, от… даже есть такие вот… можно так брезгливо от них отталкиваться: гопники, бухарики, бомжи всякие. А я на них смотрю так просто жалостливо, настолько их понимаю, потому что мне самому приходилось бомжевать. Да я и сейчас бомж, только вот такой вот интеллигентный бомж
(смеется), продвинутый, продвигун такой.
(Поет песню)
Тут я в магазин захожу, бабушка ко мне подходит: «Вы напишите песню для моей внучки, я ей буду на ночь петь». Врубаешься? Я прихожу и думаю «Нифига себе, попробуй ребенку написать песню». Вот все что угодно, только вот вообще настолько было для меня сложно осознать, что можно… как предстать перед ребенком… песне. И вот я написал. По-моему, хайпово получилось.

- Про «глазки горят»?

- Угу.

- Да, очень колыбельненько. А у вас где детство прошло? Где жили в детстве?

- Ох, детство было… тяжелым. Ужасно. Это было вообще просто атас. Полный. Я родился в Азербайджане, армянин. В военном городке.
(поет песню) Эту, кстати, я песню сыграл в клубе этом на Фонтанке, «Манхэттен».

- «Манхэттен», да, есть такой. То есть получается, вы армянин по национальности?

- Получается, я армянин до мозга костей.

- Давайте еще на один вопросик ответим. Чем уличное искусство отличается от музейного?

- Я думаю, что уличное искусство — которое не озабочено тем, чем озабочено музейное искусство.

- Чем же озабочено музейное искусство?

- Они же как-то все-таки должны больше предстать перед власть имущими. Они же берут во внимание, наверное, материальный размах ценностей больше, чем те, кто на улицах безрассудно выражает свою … мысль… фантазию. Они больше независимы, больше свободы.

- Что вы еще не пробовали, чего еще хочется попробовать?

- Из продуктов?
(Смеются)

- Из продуктов коллективного человечества.

(Поет песню)
- Я не могу ответить на этот вопрос по одной простой причине: я все время чего-то жду от вселенной, я все время вижу то, что она мне посылает, во всем, во всех влияниях. Но, конечно, хочется чего-то такого, чтобы было таким … Я вот как-то написал песню, маршевую, строевую, в училище военное. Они сейчас поют, первый курс: «Мы на курсе всей планеты, мы оплот страны родной».

- А что это за училище?

- «Можайка», на Красного курсанта. И я ее написал и че-то как-то завис. Как прийти, сказать: «Здравствуйте, тыры-пыры, вот нате пойте», — что ли? (Смеются)
Короче, сник. В итоге, в один прекрасный день, а у меня гипертония, я как-то днем вызывал скорую помощь, сделали укол, хотели увезти, я не поехал, короче, опять такая ситуация и времени полвторого-два часа ночи, я думаю: «Блин, а у меня и телефона нет на улице кому-то сказать, чтобы позвали, нафиг столько этих проблем», — короче, завалился и думаю «досвидос». В общем, так спокойно лег, честно говоря. Ну я ложился спать с одной мыслью: «Я же песню не отнес туда в училище», — вот клянусь, так запереживал прямо, как спасательный круг, это меня и спасло, откуда-то у меня силы появились, встал вообще бодрый. Я на таком бодряке пошел в училище, там вообще обескуражил их всех. Пришел, они переспрашивают: «В подвале, вы бомж?», «Да, да вы не волнуйтесь», «А, ну да-да, у нас есть принтер», «Да какой принтер! Я тебе песню», а он мне: «Принтер, — говорит — надо распечатать эту песню». Я говорю: «Не распечатывать песню надо». Полковник такой: «А, я, — говорит, — все, понял». В клуб позвонил, меня уже там ждали. Прикинь, мотивация мысли, как она тебя снабжает такой энергией.

Я написал песню «Талькову посвящается», она такая вообще жуть, ее еще надо набраться храбрости исполнить, помнишь такого? Его убили в Юбилейном. Долго не мог взяться ее сыграть, и вдруг я посреди ночи, и так че-то, че-то
(играет) и пошло-пошло, на третьем куплете я понял, что вот тут как раз надо газовать, газанул так, что у меня, ба-бам, струна третья вываливается, лопается. Я еще посмотрел, но я все равно доиграл, встал, походил, меня че-то как-то вшторило. Потом, думаю, надо завтра сходить на Невский, там магаз, струны там подешевле все-таки. А потом такой беру гитару и, бляха, прикинь, струны все на месте. Я такой думаю: «И что я, ебанутый?». Я же помню, что вот тут я ее вылавливал, я ее видел, что она вывалилась… Вот что это было, представляешь? Как с этим быть? Ты хотела спросить какая у меня мечта?

- Ну, чего бы вы хотели испытать, узнать, прочувствовать.

- Войну я, конечно, свою пропустил. Я бы, может быть, даже и повоевал, я даже себя представляю в боях, каким бы я мог быть. Мы же, когда рождаемся, откуда-то вдруг начинаем фантазировать предполагаемые возможные участия нас в том или ином??? Мы обретаем все происходящее на планете в своем мозге, прокручиваем все буквально.
Или у вас такого не было в детстве?

- Наверное, есть общее чувство мира. Но только в детстве у меня его не было.

- У меня тоже. Я вообще был чуждый ко всему вокруг меня.
(Поет песню)

- У меня вопросы кончились.

- Я понял.

Я думаю о том, как все-таки выглядит третий кот. Но этот вопрос так и остается без ответа.

-14
-15
-16
«Счастлив ли я? Счастье — это иллюзорно. Восторг и есть счастье. Давно не видеть солнца, а потом снова его увидеть и есть счастье».

«Я дожил до того возраста, что могу жить таким, каким я сам себе нравлюсь».

«Однажды я так влюбился, ну как влюбился, въеб*лся. Хожу потерянный туда-сюда по двору. Меня спрашивают: „Че ты там ищешь?“ — Башку свою потерял, не могу найти, хожу туда-сюда, ищу в газонах».

«Меня часто спрашивают: „Вы кто? Бард, художник?“ — Пирожник! Разве кто-то должен быть обязательно кто-то?».

Материал на нашем сайте: Уличный художник и бард Нелсон

Автор: Саша Павлова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка