Зеркальное написание букв и цифр.
Зеркальное написание чаще встречается у детей дошкольного возраста ( 5-7 лет ) , при обучении написания букв и цифр. Именно в этом возрасте дети активно проявляют желание рисовать и писать. Зеркальное написание букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов.
Причины написания букв и цифр в неправильном направлении:
- до семилетнего возраста ведущим полушарием ребёнка является правое. Сканирование информации происходит с права на лево из-за чего и появляется путаница.
- чаще всего зеркальное написание свойственно истинным левшам или детям которые были сразу переучены.
- зеркальное написание так же свойственно детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений, зрительного анализа и синтеза.
В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, можно прибегнуть в коррекционным упражнениям.
Работа по коррекции неправильного написания букв и цифр должна носить комплексный и последовательный характер. Не нужно хвататься за все буквы или цифры сразу, будет эффективно прорабатывать каждый элемент отдельно. Но для начала нужно сформировать у ребёнка зрительно-пространственное восприятие.
- ребёнку нужно помочь научиться ориентироваться в пространстве
На рабочем месте или игровом месте ребёнка обозначить ориентир, например с левой стороны, что бы ребёнок в незнакомой обстановке мог вспомнить ориентир - левая сторона.
Так же можно на правую руку ребёнка надеть браслет, что бы он мог ориентироваться по нему.
- развить у ребёнка навык безошибочного ориентирования в собственном теле. Предлагать ребёнку показать левое ухо, правый глаз, поднять левую ногу, правую руку.
- научить ребёнка ориентироваться в окружающем пространстве. Объяснять ребёнку положение предмета или места относительно его тела, затем задавать вопросы ребёнку, что бы он самостоятельно определял его. ( Где находится окно? Почему ты так думаешь?)
- научить ребёнка ориентироваться в отношении предметов друг к другу. ( Ручка находится слева от тетради, а не от самого ребёнка)
Как способствовать правильному написанию:
- воспроизвести на листе цифру/букву, ребёнок обводит ее клеем карандашом и укладывает крупой
- воспроизведение цифр/букв из палочек, геометрических фигур, крупы
- воспроизведение цифр/букв из овала, квадрата, треугольника
- воспроизведение цифр/букв из определенного количества элементов ( т,г две палочки; к,н,с три палочки)
- прописи цифр и букв разных размеров
- воспроизведение букв/цифр с помощью трафаретов
- сопровождением пальчиков по букве на строчке букв, в воздухе, проговаривая букву.
- написание графических диктантов ( рисование по клеткам под диктовку)
- развитие мелкой моторики рук:
- упражнения двумя руками
- работа с пластилином, крупами
- мячики, тренажеры для пальчиков
- рисование и разукрашивание двумя руками
- штриховка с разным наклоном
- развитие тактильных ощущений:
- написать на спине, руке, в воздухе букву, что бы ребёнок догадался какая это буква
Если ребёнок после поступления в школу ( 7-8 лет) продолжает писать цифры/буквы зеркально следует проконсультировальтироваться со специалистом - логопедом.