Найти тему
Николай Истомин

К свастическим пляскам (Сибири).

пуговица-гирька
пуговица-гирька

-2

Иван Тимофеевич Савенков (20.06.1846-01.09.1914). Портрет работы Репина

Из книги "О древнем изобразительном искусстве на Енисее" 1910. стр. 534-535.

Хотя непосредственно мы не наблюдали ниже-описываемого танца одного из инородческих племен Восточной Сибири, но нам не доводилось встречаться и с его описаниями. Заметка о нем не излишняя. Мне и моим сверстникам был показан, еще в детстве, одним приисковым рабочим, бывавшим на крайнем севере и на дальнем востоке, танец, несомненно свастико-совастического типа, который он видывал у инородцев примерно, в средине 30-х годов прошлого столетья.

Нас, детей, танец заинтересовал по трудности координаций движений руками и ногами, но, помню, — мы не могли достигнуть той продолжительности и той безошибочности движений, с которою исполняли этот танец инородцы. Танец, в сущности, простой, но для отчетливого выполнения он очень труден, особенно с вращениями в обе стороны. При легких прыжках, двое танцующих (помнится, мужчины), стоящих лицами друг к другу, делают выпады то правой, то левой ногой, причем ступни обоих танцующих должны становиться на землю вплоть одна к другой (последний приставляет ногу даже с легким ударом). При выпаде правою ногою, поднимается правая рука, а при выдвигании вперед (без поворота или после поворота) левой ноги поднимается левая рука. Руки поднимаются чаще ладонями вперед. В начале этого оригинального танца, руки, в момент соприкосновения ног при постановке, сначала налагаются друг другу на плечи: правая рука кладется на левое плечо визави, и обратно.

После нескольких наложений на плечи, танцующие начинают в такт хлопать поднятыми и обращенными вперед ладонями, попеременно, правыми и левыми руками. Иногда, один, также по условному возгласу, немного опускаемую руку, повертывает ладонью вверх, а другой хлопает по ней повернутой вниз ладонью, и обратно.

Помню хорошо, что, несмотря на все наше старание, мы достигали некоторого успеха, танцуя этот забавный и для нас танец только на месте, т. е. так, что ноги становились на одно опеределенное место. Соразмерить повороты, помню, было чрезвычайно трудно. Все это требовало от нас напряженнейшего внимания. По рассказам же старика-рабочего, инородцы вращались не только вокруг себя, но и подвигались по кругу, и вправо и влево; это особенно было удивительно, когда плясало несколько пар. Плясали они, не торопясь, чинно, долго, степенно, «как будто, дело делали; смешно было на них смотреть».

К сожалению, не помню указанья на пенье, на возгласы (что они значили), на отношение зрителей, на обстановку и др. подробности.

Танец этот, видимо, не обыденный, а исполнявшийся в какой-то большой праздник (языческий, конечно); тогда северные инородцы Сибири почти не посещались миссионерами.

Навыки в координировании вышеозначенных движений в описанном танце могли получаться только при постоянной практике, начиная с раннего детства.

Может-быть, специалисты-этнографы встречали указания на непосредственно наблюденные пережитки такого танца, мы не встречали подходящих заметок; к сожалению, название места и народности не сохранились в детских воспоминаниях.

Первая часть записанного выступления - почти без купюр.

КРЯКК (Красноярская ярмарка книжной культуры) 2011 год

Рассказ-презентация двух вышедших в моем издательстве репринтных книг И. Т. Савенкова (20.06.1846 - 01.09.1914) - российского педагога, археолога, антрополога, палеонтолога, шахматиста, универсального спортсмена, актера театра, издателя, музейного работника. В этот день миру было явлено первое русскоязычное издание его доклада на Антропологическом конгрессе, изданного в виде реплики в Париже в 1892 году на французском языке бароном Де Баем.

И уникального труда по археологии 1910-11 года (издано нами репринтом) «О древнем изобразительном искусстве на Енисее». За этот труд Савенков получил диплом члена Корреспондента Императорской Академии наук... и одновременное отлучение от церкви... "За пропаганду языческих культов" (для директора семинарии, взрастившего многих попов-семинаристов, голосовавших за отлучение, это был очень сильный удар, от которого он так и не оправился. )