В последние десятилетия мода становится одним из важнейших социально-экономических явлений современного общества. Распространение новых медиа информационной эры, привлекательность тенденций и новостей моды стимулирует рынок.
В результате быстрого развития этот сектор захватил интерес юристов всего мира, начав набрасывать первые следы нового направления исследований в юриспруденции – так называемого модного права.
Модное право имеет в качестве объекта правоотношения, сложившиеся в сфере моды, и стремится представить ответы и решения на запросы, затрагивающие всю производственную цепочку модного бизнеса, такие как вопросы об имиджевых правах моделей на подиумах и каталогах мод, и даже такие проблемы, как рабский труд в текстильной промышленности. Однако дилеммы, связанные с правовой охраной модного творчества, требуют особого внимания исследователей.
В модном потреблении эксклюзивность - это элемент желания, который добавляет ценность модным изделиям. По этой причине контрафактные модели – либо через пиратство, либо через недобросовестную конкуренцию, возникающую из образцов копий, – наносят брендам огромный финансовый и моральный ущерб путем обесценивания их продукции; по оценкам, в Бразилии промышленность ежегодно несет убытки в размере 1,8 миллиарда реалов из-за продажи пиратских предметов моды.
В этом контексте изучение применимости интеллектуальной собственности в моде занимает приоритетное место в дискуссиях о модном праве, анализируя целесообразность защиты образцов и брендов через промышленную собственность и/или авторское право. Кроме того, как будет показано ниже, помимо классических институтов интеллектуальной собственности были разработаны новые способы защиты модных образцов.
Согласно конвенции Всемирной организации интеллектуальной собственности, интеллектуальная собственность - это совокупность прав, присущих интеллектуальному производству в промышленной, научной, литературной и художественной областях. В классическом понимании интеллектуальная собственность делится на авторское право и право промышленной собственности.
Цель авторского права - создание человеком научных, художественных или интеллектуальных произведений, которые априори не имеют промышленной полезности или характера.
Промышленная собственность, в свою очередь, имеет своим объектом патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, торговые наименования, указания источника или наименования мест происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конкуренции (статья I, 2, Парижской конвенции). В настоящее время Промышленная собственность регулируется законом № 9279/96 и предоставляет держателям исключительное право на создание объектов промышленной или коммерческой применимости, но это право является условным.
В сфере моды авторское право и права промышленной собственности являются основными механизмами защиты произведений моды, а также способом предотвращения несанкционированного воспроизведения защищаемых ими товаров и брендов.
С начала двадцатого века подделка модных творений уже была предметом озабоченности дизайнеров. Однако только в 2000-е годы дискуссия о защите моды законом по-настоящему привлекла внимание адвокатов.
Что касается промышленной собственности, то промышленный образец был назван одним из наиболее эффективных и совместимых механизмов охраны промышленных образцов. Посредством предоставления регистрации Национальным институтом промышленной собственности промышленный образец защищает создание оригинальных, новых и отличительных форм продукции, применимых в промышленной или коммерческой сфере, предоставляя правообладателям право предотвращать воспроизведение внешнего вида этих объектов.
Защита модных образцов с помощью промышленного образца была принята институтом, и можно проверить депонирование и предоставление защиты эскизов целому ряду швейных изделий, особенно в области обуви. Тем не менее ряд запросов был отклонен по причине несоблюдения требований к регистрации, таких как отличительность, оригинальность и новизна.
Однако среди ученых была распространена возможность защиты дизайна одежды посредством авторского права. В соответствии с этим пониманием, хотя в статье 7 Закона № 9.610/98 нет прямого упоминания о модных образцах (в которой объясняется, какие произведения могут быть защищены авторским правом), его перечень не является исчерпывающим, поэтому утилитарные произведения искусства (произведения, которые по своей природе являются художественными, но могут иметь некоторую полезность), как предметы моды, могут подлежать охране авторским правом.
Если вас интересует не только сфера моды, но и юриспруденция, то на нашем сайте поддержки бизнеса вы найдете отличные курсы по профессиональной переподготовке для юристов. Тем более, они проходят в дистанционном формате, что очень удобного для вашего процесса образования!