писать обзор на выставку спустя пару недель после ее посещения - сомнительная затея. но с чжан хуанем такое провернуть возможно. слишком не незаметно он гремел с самого начала сентября, поэтому оставить это мероприятие в тишине я не смогла.
выставка открылась в Главном комплексе Эрмитажа 9-го сентября, ее ещё можно успеть посетить до 8-го ноября.
экспозиция условно поделена на три блока, каждый из которых содержит в себе произведения, отличающиеся по способу общения со зрителем и используемому медиуму.
первая часть экспозиции посвящена серии работ, вдохновлённой избранными шедеврами старых мастеров, хранящихся в эрмитаже. в качестве основы использованы старинные китайские ставни ворот, отсылающие к традиционным китайским жилищам. сочетание традиционной техники резьбы по дереву и современного визуальным ремесла - фотографии - сравнимо с сотворением истории, как и искусства в целом, так и культурными взаимоотношениями китая и россии в частности.
произведения второго зала выполнены в знаковом стиле художника. в середине 2000-х годов чжан хуань начинает создавать картины пеплом благовоний, собранным из буддистских храмов. в качестве вдохновения для картин художник использует разноплановые референсы - шедевры старых мастеров ( «Возвращение блудного сына» Рембрандта» ), знаковые работы великого академиста-передвижника Репина ( «Иван Грозный и сын его Иван» ), фотографии второй половины 20-го века.
сочетание «пепельной» техники, приглушенного точечного света и малого количества посетителей создаёт мистическое, нагнетающее ощущение. второй зал особенно выделяется масштабностью, количеством воздуха в выставочном пространстве и габаритами произведений.
самое большое из которых - колоссальная работа «15 июня 1964 года», созданная по групповому портрету членов партии и солдат. это фото, как и многие референсы для своих работ, чжан хуань нашёл случайно. художник был поражён масштабом снимка, как будто объясняющим приверженность китайского народа к консолидированию, крупным конструкциям, в том числе и социальным. эту «объемность» художник решил подчеркнуть и гиперболизировать в несколько раз, увеличив фотоснимок до размеров гигантского полотна, которое занимает почти всю ширину стену Николаевского зала.
наиболее впечатлявшие меня работы «красной серии» и «любви» резко меняют нарратив экспозиции. художник использует классический чистый, белый холст. в этом случае чжан хуань работает с помощью красной, полупрозрачной краски, которая при наслаивании создаёт ощущение плоти, живости и кровоточивости изображаемого. «красная серия» самая сюжетная и отсылающая зрителя к религиозной среде, в которой формировался художник. чжан хуань изображает тибетский обряд погребения, во время которого тело усопшего исклевывает птица, как бы унося душу умершего на небеса. тонкие слои кроваво-красной краски, похожие на чернила, накладываются друг на друга, не смешиваясь, как будто нет второго шанса положить их иначе. это напомнило мне технику написания китайских иероглифов.
венчает выставку две особенные картины, образующие серию «любовь». работы были созданы во время начала пандемии, они пропитаны мощной энергетикой сопереживания и боли художника за свой народ , поскольку Китай был первой страной, принявшей на себя удар вируса. «любовь» тронула сильнее всего, поскольку в этих работах присутствует большая боль утраты и в то же время безусловная гуманность ко всему человечеству, и к каждому человеку в частности.
выставка «в пепле истории» редкий пример того, как абсолютно всё, что наполняло художника на протяжении его жизни, сформировало его визуальный принцип. все работы чжан хуаня являются его непосредственным продолжением, и мы можем это почувствовать. зритель может отследить, как в художнике гармонично сочетается приверженность традициям и использование новых материалов, любовь к своей родине и открытость всему остальному миру, классические техники и абстракция, собственная идентичность и глобальность озвучиваемых в произведениях проблем.