Найти тему
«Старые газеты»

«У нас отняли 14 000 костюмов, до 40 перемен мебели, больше 40 000 аршин декораций»

Оглавление

Интервью ревельской газеты «Последние известия» со звездой московской сцены 1910-х годов Евгенией Потопчиной.

Ревелем тогда назывался современный Таллин, столица Эстонии, которая с 24.02.1918 года была объявлена независимой. Здесь проездом из Москвы в Германию какое-то время жил известный антрепренер московских театров Борис Ефимович Евелинов и его жена - прима и звезда московской оперетты Евгения Владимировна Потопчина. Евгения Потопчина исполняла партии сопрано в таких известных и любимых по сей день опереттах как «Сильва» (Стасси), «Мадемуазель Нитуш» (Дениза), «Веселая вдова» (Валентина), очень современно и прогрессивно записывала дуэты для пластинок фирмы «Зонофон» и даже снималась в документальной ленте Протазанова «Танго».

К началу революции семья владела «Никитским театром Е.В. Потопчиной», который находился в здании современного известнейшего Театра им.Маяковского. Из артистов этой труппы впоследствии сложился и Театр Революционной Сатиры (будущий театр им.Маяковского) и Театр оперетты.

После отъезда из Ревеля супруги жили в Берлине и основали собственную антрепризу, впоследствии оба, уже после развода, перебрались во Францию. Борис Евелинов умер в 1936 году, Евгения Потопчина прожила 80 лет и умерла в 1962 году.

Интервью Потопчиной помогает реконструировать ситуацию в московских театрах в первые годы революции и добавить несколько деталей к уже известным сведениям.

Е.В.Потопчина
Е.В.Потопчина

* * *

«Последние известия», Ревель, 01.09.1920 г.

Театръ

Бесѣда съ Е.В.​Потопчиной​

(къ гастролямъ артистки въ Ревелѣ)

Уютная «временная» квартира въ лѣтнихъ чехлахъ на мебели, на бездѣлушкахъ.

Всюду сундуки, корзины, чемоданы.

Развѣшены блесткіе ​театральные​ костюмы и туалеты для сцены.

Многое не распаковано совсѣмъ.

Чувствуется отъѣздъ. Близкій и далекій. Черезъ океанъ. Туда. Въ могучую, бьющую жизнью Америку.

Меня встрѣчаетъ невысокая, изящная женщина. Темная блондинка съ мягкимъ золотистымъ отливомъ. Нервное, подвижное лицо. ​Большіе​ загорающіеся глаза и обаятельно–милая улыбка.

Е.В.Потопчина
Е.В.Потопчина

Это не женщина-цвѣтокъ, не женщина увлекательнаго радужнаго смѣха, нѣтъ – это вдумчивая, серьезная артистка, глубоко интеллигентный человѣкъ и интересная собесѣдница.

- Надѣюсь вы, Евгенія Владиміровна, не откажетесь подѣлиться своими впечатлѣніями о Москвѣ, о тамошней жизни и о театральном ​ея​ теченіи?

- Несмотря на то, что здѣсь я уже довольно продолжительное время, я почти ежедневно получаю цѣлый рядъ просьбъ дать какіе-либо свѣдѣнія объ оставленной мною Россіи, но до сихъ поръ я всегда на это отвѣчала отказомъ… даже рѣшила нигдѣ не выступать. Однако, скука и безумная любовь къ сценѣ побороли. И вотъ, передъ ​тѣмъ​, какъ я окончательно покину васъ, я согласилась сыграть здѣсь нѣсколько спектаклей.

- Раньше вы никогда не выступали въ Ревелѣ?

- Никогда. Лишь три недѣли тому назадъ, почти экспромтомъ, я приняла участіе въ благотворительномъ концертѣ въ Гапсале, который былъ утроенъ M-me ​Лайдонеръ​ въ пользу военной санаторіи.

- Какъ вы смотрите на искусство?

- Вопросъ этотъ слишкомъ великъ… но, въ частности, я очень рада, что мои взгляды на искусство оперетты совпадаютъ съ таковыми-же критиками вашей газеты? Дѣйствительно это, пожалуй, самая трудная область сценическаго искусства по техникѣ и огромной работѣ.

- Скажите, вы давно на сценѣ?

- Одиннадцатый годъ. Сравнительно недавно, - 3 января текущаго года я праздновала свой 10-лѣтній юбилей служенія сценѣ, а 5 января постановленіемъ «малаго совѣта народныхъ комиссаровъ» театръ мой былъ закрытъ какъ «некультурный». Нашему (Никитскому) театру, носившему мое имя, я и мой мужъ, извѣстный московскій антрепренеръ, отдали ​лучшіе​ годы своей жизни, изъ ничего, изъ грошей, изъ ​самаго​ неудачнаго, «несчастливаго» театра – создали самый популярный и наиболѣе посѣщаемый.

Чарли Чаплин подписывает автограф, сразу за ним стоит Борис Евелинов, муж Евгении Потопчиной. Фото 1932 года.
Чарли Чаплин подписывает автограф, сразу за ним стоит Борис Евелинов, муж Евгении Потопчиной. Фото 1932 года.

- Театръ былъ отобранъ отъ васъ съ имуществомъ?

- Конечно! У насъ тамъ осталось свыше 14 000 костюмовъ, до 40 перемѣнъ мебели, больше 40 000 аршинъ декорацій и т.д. Послѣ долгихъ усилій и хлопотъ дѣло о нашемъ театрѣ было передано на разсмотрѣніе «большого совѣта народныхъ комиссаровъ», въ результатѣ чего нашемъ коллективу дали доиграть мѣсяцъ, а затѣмъ театра перешелъ въ руки «​Моно​» (Московскій отдѣлъ народнаго образованія), а съ этимъ въ ​нёмъ​ умерла и оперетта.

Въ нашемъ театрѣ воцарилась «совѣтская комическая опера». Такіе артисты, какъ я и ​Днѣпровъ​, оказались не ко двору, и мнѣ кажется, что съ нами оттуда ушелъ смѣхъ, ушла улыбка, ушло ​веселье​, ушло изящество и красота… теперь тамъ не то опера, не то феерія, а на мой взглядъ – похороны и панихида по бывшей тамъ настоящей, красивой и серьезной опереттѣ…

Театр "Парадиз", он же "Никитский театр Е.В.Потопчиной", он же Театр им.Маяковского
Театр "Парадиз", он же "Никитский театр Е.В.Потопчиной", он же Театр им.Маяковского

- Вы упомянули о «коллективѣ» - что это такое?

- Видите ли, такъ какъ единоличная иниціатива преслѣдуется, то мой мужъ, являющійся однимъ изъ крупныхъ театральныхъ дѣятелей въ Россіи и, какъ я уже упоминала, антрепренеръ трехъ солидныхъ театровъ въ Москвѣ («Никитскій», «Акваріумъ», «Луна-Паркъ»), организовалъ большой артистическій коллективъ – «Обколробисъ» (Объединенный коллективъ работниковъ искусства), который взялъ въ свои руки ​веденіе​ двухъ громадныхъ садовъ («Эрмитажъ» и «Акваріумъ») и нѣсколько театровъ, куда входили опера, драма, балетъ, комедія, ​симфоническіе​ оркестры «Music-holl» съ самыми яркими артистическими силами, во главѣ съ ​Ермоловой​, Шаляпинымъ и др. На созданіе этого дѣла было потрачено нѣсколько милліоновъ, собранныхъ среди всѣхъ членовъ коллектива, и дѣло пошло блестяще, но тутъ со стороны «рабочей инспекціи» (которая не столько инспектируетъ, сколько получаетъ съ ​ревизуемыхъ​ или нападаетъ на тѣхъ, кто не даетъ взятокъ) начались ​всевозможныя​ придирки (дошло до требованія исключить изъ профессіональнаго союза всѣхъ членовъ коллектива, т.е. Шаляпина, ​Южина​, ​Яблочкину​ и проч.), и въ концѣ концовъ дѣло было забрано у коллектива и передано «​Моно​», Случилось это, впрочемъ, послѣ уже моего съ мужемъ отъѣзда, на который насъ вынудили ​нравственныя​ переживанія, ​разбитые​ въ борьбѣ нервы и еще многое и многое, о ​чёмъ​ сейчасъ даже не хочется говорить…

- А какое отношеніе «совѣтчиковъ» къ артистамъ?

- Лучше, ​чѣмъ​ къ кому бы то ни было. На театры отпускаются ​колоссальныя​ суммы, субсидіи, но, въ сущности, искусство ​всё​ падаетъ и падаетъ.

- Какая же причина?

- Ихъ много. Во-первыхъ, ​всё​ тѣ же не​возможныя​ условія жизни. Затѣмъ полная дезорганизація постановки ​самого​ театральнаго дѣла, массовый уходъ выдающихся артистическихъ силъ и возведенная въ систему безчестность заправилъ, приставленныхъ къ театру. Всюду старый и даже древній репертуаръ.

- Значитъ, вы вздохнули свободно, пріѣхавъ временно сюда?

- О! Еще бы!

И ​выразительные​ глаза артистки засвѣтились живой, неподдѣльной радостью.

И мнѣ тоже стало радостно и хорошо при мысли, что большой талантъ, милая артистка и симпатичный человѣкъ вырвалась изъ тюрьмы на яркое, животворное ​солнце​ свободы…

Л.Н.

Дополнительно можно почитать интересный материал о Евгении Потопчиной, подготовленный Жанной Жердер. Жанна Жердер - замечательная актриса и режиссер Московского театра оперетты, жена Герарда Васильева, главный редактор журнала "ОпереттаLand".

* * *

#история СССР #потопчина #евелинов #театр маяковского #культура и искусство #никитский театр #старые газеты #история театра #театр #оперетта