Актуальность освоения шельфа Северного Ледовитого океана сегодня значительно снизилась. Более того, довольно часто приходится слышать о том, что эти месторождения могут вообще оказаться невостребованными. Однако, окончательно сбрасывать со счетов арктические проекты все же рано: при определенном стечении обстоятельств они еще могут принести пользу стране и миру.
С 2008 года правом работы на шельфе Северного Ледовитого океана в России обладали всего две компании: «Газпром» и «Роснефть». Впрочем, поразительными достижениями в регионе они похвастаться не могут. За 12 лет по большому счету реализован всего один проект на «Приразломном» месторождении. Но уже совсем скоро (после подписания и вступления в силу закона «Об особенностях освоения континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане») ситуация может резко измениться хотя бы из-за увеличения числа компаний работающих в регионе.
Например, о своем желании предметно заниматься разработкой нефтегазовых месторождений в Арктике уже неоднократно заявляло руководство «Лукойла».
При этом многие эксперты говорят о том, что вопрос освоения арктических месторождений сегодня не имеет актуальности. Разведанные запасы нефти в регионах с куда более простой логистикой и климатическими условиями позволяют гарантированно удовлетворить спрос на углеводородное сырье вплоть до 2050 года.
Но у той же арабской нефти наряду с ее явным конкурентным преимуществом в виде низкой себестоимости извлечения есть и очевидный недостаток из-за высокого риска развития политических, религиозных и военных конфликтов. Вместе с определенными сложностями, связанными с переоценкой «зеленых» проектов это может привести к тому, что через 15 – 20 лет мир вновь столкнется с дефицитом углеводородов и тогда у Арктики появится второй шанс.
Вот только разработка шельфовых месторождений не должна ограничиваться только добычей сырья: для достижения максимального экономического эффекта проекты освоения обязаны включать в себя комплексное развитие территорий (создание транспортной и социальной инфраструктуры, промышленных кластеров, инвестиции в НИОКР и т.д.).