Найти в Дзене
GOGOV

Что делать, если незаконно повышает плату за ЖКХ

Оглавление

В последнее время участились случаи незаконного повышения коммунальных платежей со стороны управляющих компаний. Они необоснованно завышают суммы оплаты за общедомовые нужды (ОДН), не подтверждают понесенные расходы или превышают допустимые нормативы затрат.

Разбираем, как проверить обоснованность и правильность расчетов, где добиваться справедливости.

Как управляющие компании завышают платежи за услуги ЖКХ

Управляющие компании (УК) не могут повлиять на тарифы и суммы платежей за электричество, отопление, водоснабжение и водоотведение, которые выставляются собственникам и нанимателям в МКД. Тарифы утверждаются по федеральным и региональным нормативам, а сумма в квитанциях и платежках определяется по показателям счетчиков.

Однако УК осуществляет расчет платежей за управление общедомовым имуществом, определяет расходы на общедомовые нужды. Именно эти цифры управляющая компания может завысить следующими способами:

  1. указать расходы за работы, выполненные при управлении МКД, хотя на самом деле они не проводились;
  2. необоснованно увеличить расходы за проведенные работы;
  3. рассчитать общедомовые расходы по электричеству и водоснабжению по максимальному нормативу, а не по фактическим показателям счетчиков.

В квитанции на коммунальные услуги сумма на ОДН указывается в одной строке, без расчетов и обоснований. Каждый собственник или наниматель может проверить эти цифры, запросить в УК расчет и обоснование. Однако большинство жильцов привыкли доверять выставленным счетам, могут не заметить повышение ежемесячной платы на 100-500 руб. Для управляющей компании это означает дополнительную прибыль в десятки и сотни тысяч рублей.

Как должны правильно считать ОДН

На период пандемии коронавируса был введен мораторий на начисление штрафных санкций по коммунальным платежам. Более того, до 1 января 2021 года запрещено отключать неплательщиков от услуг ЖКХ. Это «вынуждает» управляющие компании искать дополнительные источники заработка, в том числе незаконные.

Расчет платежей за общедомовые нужды должен осуществляться по следующим правилам:

  1. дополнительные расходы все работы и услуги, не включенные в обязательный федеральный перечень, должны утверждать собственники на общем собрании;
  2. показатели коммунальных ресурсов, которые идут на общедомовые нужды, определяются по счетчикам, но не должны превышать нормативы (подробнее об этом читайте в письме Минстроя);
  3. по всем суммам за ОДН управляющая компания обязана представить обоснованный расчет по первому требованию жильцов.

На практике, попытка добиться какого-либо обоснования по расчетам в квитанции не приводит к успеху. УК отмалчивается, либо направляет отписки на все вопросы. Так как добросовестные жильцы вовремя оплачивают все квитанции, управляющая компания в любом случае оказывается в выигрыше.

Как проверить правильность начисления платежей за ЖКХ

Если УК не отвечает на запросы и не предоставляет информацию жильцам, они могут созвать общее собрание, потребовать отчета по расходам. Однако это долгая процедура, а управляющая компания может затягивать собрание под любым предлогом.

Прежде чем подавать жалобы и обращаться за защитой интересов, можно самостоятельно определить признаки завышения расходов на ОДН. Об этом может свидетельствовать:

  1. существенная и необоснованная разница в строке ОДН за несколько предыдущих месяцев - УК может чередовать месяца с правильным и неправильным начислением;
  2. включение в платежку расходов за работы, которые заведомо не проводились в МКД- проблемы могут возникнуть только с проверкой работ в подвальных и других закрытых помещениях, на кровле дома;
  3. резкий рост цифр по коммунальным расходам на электричество, отопление и водоснабжение для мест общего пользования - это практически невозможно, так как все общие коммуникации МКД обычно работают в штатном режиме, без резкого роста или повышения расхода ресурсов.

Если вы отметили эти признаки, есть смысл запросить данные в УК. Можно действовать самостоятельно, либо организовать инициативную группу жильцов. Если неправомерность цифр в платежках будет подтверждена, можно требовать перерасчета, возврата денег.

Куда обращаться и что делать

Не стоит рассчитывать, что управляющая компания сама пересчитает неправильные платежи, даже если ее поймают на ошибке. Для защиты своих интересов можно обращаться:

  • в предприятия ЖКХ, поставляющие воду, тепло и электричество в МКД – там можно узнать фактические цифры расходов за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды;
  • в жилищную инспекцию или региональный орган жилгоснадзора (список тут) – эти ведомства могут проводить проверки по всем обращениям, связанным с обслуживанием МКД, начислением платежей;
  • в прокуратуру (список тут) – она может привлечь УК к ответственности не только за неправильные платежи, но и за отказ предоставить расчеты, информацию.

Жилнадзор действует при органах власти субъекта РФ. Например, в Москве информацию о порядке подачи жалоб можно уточнить по ссылке. Если будут подтверждены нарушения при расчете в квитанции за ОДН, переплату засчитают в будущие платежи.