Вопрос об искусственном прерывании беременности является в настоящий момент одним из самых важных и насущных, требующих безотлагательного решения.
При всем существующем многообразии все точки зрения по данному вопросу можно условно разделить на три направления.
С так называемой «либеральной» точки зрения, «до момента естественного рождения женщина имеет полное право принять решение о проведении аборта, а врач обязан обеспечить реализацию этого права. Нерожденныйплод не признается ни в каком смысле человеческой личностью, не является, следовательно, членом морального сообщества. На нерожденный плод не распространяется право на жизнь и, следовательно, он не обладает качеством, которое обязывало бы других воздержаться от действий, прекращающих его существование».
Другая точка зрения - аборт не может иметь морального оправдания - он рассматривается как прямое умышленное убийство. Зародыш с момента зачатия рассматривается как личность, которой необходимо придать основной объем прав человека, - прежде всего, право на жизнь.
И, наконец, так называемая «градуалистическая» или «умеренная» позиция утверждает постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств в процессе развития от зачатия до рождения. Это так называемые «мягкие» сторонники абортов. Эта последняя позиция наиболее противоречива и запутанна, т. к. разные представители предлагают различные критерии для определения того момента или периода развития, после которого человеческий эмбрион, приобретя статус человека, становится и субъектом моральных отношений. Что интересно, ни один из предложенных критериев (или некая совокупность таковых) не предоставляет возможности выстроить на его основе логического определения морального статуса эмбриона. Многие исследователи биоэтики придерживаются этой позиции именно в силу ее «умеренности», только вот на практике она из-за своей расплывчатости не применима. Поэтому беспредел, который творится сейчас как в науке, так и в медицине, отчасти на ее совести. Некоторые же «мыслители» считают, что невозможно в данном случае выработать какой-либо универсальный взгляд на проблему, придя к какому-либо конечному обоснованию ценностей, норм, добродетелей, поэтому нужно просто поскорее договориться о том, что считать нравственным, а что безнравственным.
Не думайте, что аборт - такая же безобидная операция, как удаление гланд или вырывание зуба. Наука утверждает, что нерождённого ребёнка нельзя считать частью тела матери. Ребёнок, как мал он ни был, является отдельной личностью; жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с момента зачатия.
Аборты известны с древних времён, когда для этой цели применялись так называемые абортивные растения. Но любые действия по прерыванию беременности всегда считались убийством, поскольку сознание людей не делало различия между зрелым человеком и эмбрионом. Поэтому в клятве Гиппократа говорилось: «Я никогда не дам женщине абортивного средства» (Примечание: клятва Гиппократа, в течение веков бывшая нравственным законом для врачей, отменена в России после 1917 года и не признаётся до сих пор).
Со временем к абортам стали относиться как к явлению нравственно нейтральному, примерно как к курению. Появилось отвратительное движение сторонников абортов, выступающих за полную безнаказанность этого рода убийства, заявляющих, что взгляды на нравственность изменились, и стало анахронизмом считать аборт преступлением. Основной их аргумент состоит в том, что каждая женщина имеет право сама распоряжаться своим телом, и непозволительно кому бы то ни было вмешиваться и решать столь личный вопрос. Сторонники данного движения утверждают, что эмбрион - это нечто не обладающее самостоятельной жизнью. Зародыш, говорят они, - это кусочек плоти, извержение которого из материнского тела есть вопрос особо личный, к нравственности никакого отношения не имеющий и не несущий на себе состава преступления.
В частности, газета «Элефтеротипия» от 19 марта 1986 г. пишет: «Зародыш становится существом только тогда, когда сможет иметь независимое от матери существование, т.е. после своего рождения. До этой минуты он является частью тела матери». Из чего следует, что каждая женщина имеет право убить дитя за несколько минут до его рождения.
Но так ли прост вопрос, как представляют его прогрессивные женщины? Действительно ли эмбрион неодушевлён, не обладает своей собственной, автономной жизнью? Всего лишь часть организма матери, которая тогда, естественно, имеет право распоряжаться ею как хочет? ИЛИ же это человеческое существо, которое находится в зависимом отношении от материнского организма так же, как и мы все зависим от окружающей среды?
Как отвечает на этот вопрос наука? Бернард Натансон, бывший директор специальной клиники, за годы своей работы сделал 60 000 абортов, задумавшись, насколько безобидны его действия, провёл научные изыскания с применением современных технических средств: ультразвука, электронных исследований сердца эмбриона, эмбрионоскопии, радиобиологии и других. После скрупулёзных исследований Натансон заявил: «Тот факт, что эмбрион есть отдельное человеческое существо со всеми своими особыми, личными характеристиками, сегодня не ставится под сомнение». Для подтверждения своих выводов Натансон прибег к ультразвуковой киносъёмке аборта трёхмесячного эмбриона. Эта лента под названием «Безмолвный крик» доказывает, что зародыш предчувствует угрозу со стороны инструмента, которым производиться операция. Он начинает двигаться быстрей и тревожней, его сердцебиение учащается со 140 до 200 ударов в минуту, он широко открывает рот, словно кричит безмолвным криком. Эти кадры потрясают. Увидев их, многие люди, в том числе врачи, из сторонников абортов стали их противниками.
Все религии видят в эмбрионе - человека, и аборт считают убийством вне зависимости от срока беременности.
Виды аборта.
Мини-аборт
Мини-аборт - этот метод применяется до срока 4 недель беременности. В ходе такой операции в шейку матки последовательно вводятся металлические расширители, при этом каждый следующий инструмент больше предыдущего по диаметру. После этих манипуляций в матку вводится трубка от вакуумного аспиратора. Создавшееся отрицательное давление способствует отсасыванию внутреннего слоя матки (эндометрия) и организма ребенка. Если аборт выполняется при сроке более 4 недель, организм ребенка при этом разрывается на части.
Считается, что мини-аборт был изобретен еще в 1927 году русским ученым.
В 60-х годах нашего столетия стали производить аборт путем отсасывания содержимого беременной матки при помощи металлических цилиндрических наконечников с боковыми отверстиями и электровакуумным насосом. Этот способ оказался значительно лучше, так как позволил сократить продолжительность операции и уменьшил возможность осложнений: перфорации матки, кровотечений, занесения инфекции. Чем больше срок беременности, тем вероятнее осложнения после операции.
Классический аборт
К сожалению, для многих женщин России этот метод является главным средством предохранения от беременности. Из трех беременностей лишь одна заканчивается родами, а две - абортами.
Суть аборта заключается в удалении из матки оплодотворенной яйцеклетки. Вначале влагалище обеззараживают спиртом и йодом. Затем специальными «пулевыми» щипцами за верхнюю губу наружу из влагалища вытаскивают шейку матки.
Чтобы попасть внутрь матки, растягивают канал шейки матки специальными расширителями, по-научному называющимися расширителями Гегара. Вводят сначала самый тонкий расширитель, затем заменяя его на более толстый.
После проникновения в матку доктор берет в руки кюретку. Надо заметить, что внутренняя сторона кюретки острее лезвия бритвы. Именно этой острой стороной врач срезает, внутренний слой матки (эндометрий) вместе с оплодотворенной яйцеклеткой (плодным яйцом). А если крупные куски внутреннего слоя не хотят отрезаться, то при помощи абортных щипцов /абортцанг/ их попросту откусывают. О том, что аборт закончен, свидетельствует специфический хруст, создающийся при трении кюретки о внутреннюю поверхность матки (камбиальный слой эндометрия). На последнем этапе вводятся лекарственные средства, сокращающие матку.
После выскабливания проводят очистку полости матки при помощи вакуум - экстрактора.
Иные виды абортов
На сроке 18-27 недель часто применяется метод интраамниального введения жидкостей. После расширения шеечного канала в матку вводится длинная толстая игла, которая прокалывает плодный пузырь и отсасывает некоторое количество плодных вод. После этого по этой игле в матку вводится равный объем концентрированного раствора поваренной соли и глюкозы. Согласно научным данным, на этих сроках у ребенка уже появляется чувствительность, и смерть подобным образом является для него наиболее мучительной. Тельца младенцев чернеют и сморщиваются от обезвоживания и ожога концентрированным раствором соли. Через несколько часов после гибели ребенка начинается родовая деятельность, и организм женщины избавляется от мертвого плода.
При сроке беременности до 27 недель может применяться метод внутривенного введения простагландинов, вызывающих родовую деятельность. На таком сроке младенцы нередко появляются на свет живыми и жизнеспособными, но доктора не применяют никаких терапевтических мероприятий по отношению к ним, оставляя младенцев умирать. Применение простагландинов в нужных дозах часто вызывает резкие нарушения в организме женщины.
Операция малого кесарева сечения обычно применяется на сроке 18-27 недель, однако при необходимости может быть использована при сроке от 13 недель до самых последних дней беременности. При этой операции вскрывается передняя брюшная стенка и передняя стенка матки, после чего из матки удаляется плод и все окружающие его ткани, а стенка матки выскабливается. При проведении этой операции на поздних сроках плод обычно уже бывает жизнеспособным. В этом случае ребенка кладут на окна между рамами или в холодильник с тем, чтобы он погиб от переохлаждения. Трудно поверить, что описанная сцена - это не фрагмент фильма ужасов, а реальные будни многих гинекологических клиник и отделений городских больниц.
Малораспространенные и малоэффективные методы искусственного прерывания беременности. К ним относится иглоукалывание, при котором стимулируются рефлексогенные зоны, которые могут вызвать начало родовой деятельности, и метод использования магнитофорных колпачков, которые надеваются на шейку матки и, создавая сильные магнитные поля, вызывают родовую деятельность. Оба эти метода применяются на ранних сроках беременности (иглоукалывание - до 10 недель, магнитофорные колпачки - до 3 недель) и не дают никакой гарантии результата. В любом случае после спровоцированного этими методиками выкидыша необходимо хирургическое выскабливание стенок матки.
В частной переписке некоторых акушеров-гинекологов нередко встречаются вопросы о том, как самостоятельно прервать беременность на ранних сроках. Поэтому многие врачи рассказывают о доступных в быту способах прерывания беременности и непоправимом вреде здоровью, который оные наносят.
Первыйпопулярный способ: чтобы вызвать плодоизгнание женщина принимает горячую ванну или душ, обклеивает себя горчичниками. В ряде случаев манипуляции вызывают сокращения матки и выкидыш. К этому же способу можно отнести мытье на сроке 10 - 12 недель беременности потолков, длительную тряскую езду, умышленное падение на живот, к примеру, со шкафа, сдавление матки руками. Опасность заключается в развитии маточных кровотечений, которые достаточно трудно остановить. В зависимости от методики самостоятельного аборта летальность (женская смертность) колеблется от 25 до 40%.
Второй метод - введение в полость матки твердых предметов: шариковых ручек, карандашей, вязальных спиц, длинных птичьих перьев, деревянных палочек, бужей (металлические штыри для расширения естественных отверстий), катетеров. Наряду с введением твердых предметов особо сообразительные особы впрыскивают из шприцов, спринцовок и прочих подручных средств в полость матки различные жидкости. Используются самые различные вещества: спиртовая настойка йода, раствор марганцовки, столовый уксус, мыльная вода. Результат - заражение крови, химические ожоги, гнойное воспаление внутренних половых органов. В лучшем случае, удалив матку, женщине удается спасти жизнь, правда она уже не сможет иметь ребенка. В 30-60% случаев представительницы слабого пола просто умирают. Некоторые принимают гормональные лекарства или яды. Откуда простому человеку знать, в какой концентрации лекарство вызовет выкидыш, подчас опытный гинеколог затруднится с ответом. Так и рождаются на свет детишки с многочисленными врожденными уродствами, обреченные мучиться всю жизнь.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что человек является человеком с самого своего зачатия, а аборт представляет собой убийство.
Но вот что интересно, в рамках религиозной этики (этики христианства, буддизма, ислама, иудаизма) вопрос об абортах никогда не стоял, а эмбрион всегда считался полноценным ребенком. И эта точка зрения на данный вопрос нашла свое отражение в мировых культурах как в западной (христианской), так и в восточной (буддийской или исламской).
До XX века традиционная (государственная) мораль опиралась на религиозные представления народа. Но потом произошла резкая секуляризация общественного сознания. Религиозные догматы утратили свою авторитетность в глазах людей. Теперь только научные и философские знания могли претендовать на звание истинных. Но знания об эмбрионе в начале века были минимальными. В то время наука еще ничего не могла сказать о том, когда начинается человеческая жизнь. И потому начинают пропагандироваться лозунги типа «эмбрион - это часть тела матери», «плод не является человеком», и аборты перестают считаться чем-то предосудительным.
Сегодня наука пришла к тому, о чем религия знала всегда: аборты - убийство. Философские искания также признали в эмбрионе человека. Более того, философский здравый смысл предупреждает, что подобное отношение к детям может привести не только к падению достоинства человеческой личности, но и к массовому уничтожению огромного количества людей.
Пришло время прекратить эту войну против наших детей. Пора прислушаться хотя бы к голосу науки и здравого смысла, если уж голос Церкви или Мечети теперь не является для нас авторитетом.И в заключение приведём отрывок из текста к фильму американского врача Бернарда Натансона «Безмолвный крик».
«…Сейчас на экране мы видим 12-недельного ребёнка в ультразвуковом изображении в реальном масштабе времени. Вот его голова, вот тело. А это рука, тянущаяся ко рту. Если мы рассмотрим изображение поближе, то различим глаз, рот, нос и даже мозговую полость, заполненную мозгом. Эта губкообразная ткань является плацентой. А вот здесь внизу, у края экрана - ноги. Мы видим, как бьётся сердце, совершая около 140 ударов в минуту. Ребёнок время от времени немного меняет своё положение. Его движения спокойны, он находится в защищённом пространстве.
Тень, которая появилась сейчас внизу, рядом с границей экрана, - вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединённый через вакуумную трубку к электронасосу с «засасывающим» давлением около 55 мм ртутного столба. Вы увидите, как кюретка будет приближаться к ребёнку, а он попытается отодвинуться от неё и начнёт совершать активные, панические движения.
Теперь он движется целенаправленно. Хотя инструмент ещё не коснулся ребёнка, он уже очень возбуждён. Его рот раскрыт…
…Вакуум-кюретка нащупывает ребёнка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьётся быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасности, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей сострадание попытке спрятаться от безжалостного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары ещё заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребёнок, несомненно, ощущает смертельную опасность…
Плодный пузырь прорван, околоплодная жидкость вышла, инструмент присасывается к телу ребёнка и под действием давления отрывает его от головы. Ног уже нет. Мы видим движение инструмента, разрывающего тело. Вся сила отрицательного давления направлена против ребёнка… Тело уничтожено. Теперь врач вводит другой инструмент, абортцанг, чтобы крепко обхватить им голову, раздавить её и удалить из матки… Голова схвачена… Мы можем рассмотреть только куски тканей и осколки, указывающие на то, что здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо…»
Аборт - всегда ложный шаг. Не омрачайте свою совесть, не берите на свою душу такого греха! Не считайте себя вправе распоряжаться чужой жизнью!