Здравствуйте, уважаемые читатели! Соседи принесли большую стопу бумаги (для растопки дачной печки). Там оказалось много школьных тетрадок и среди них - по литературе. Решила перепечатать сюда некоторые интересные сочинения, чтобы не пропали даром труды школяров. Итак, сочинение по рассказу А. П. Чехова.
Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, презирал обывателей, живущих в своём футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.
В конце 90-х годов позапрошлого века Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую рассказы: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Они связаны между собой только общей темой, темой неприятия "футляра", каков бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме "человека в футляре" - учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих; только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет автор, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он обрёл вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта в жизни - стать владельцем имения и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от неё. Всё это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, но намерения свои не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".
Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием достичь чего-то высокого. Он знакомиться с семьёй Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. Вспоминая позднее о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако".
Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестаёт ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политики или науке", то обыватель становиться в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в неё. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?"
Когда Котик убедилась, что у неё посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний юноша, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "А хорошо, что я тогда не женился".
Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало - помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, осматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он лишает себя.
Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем.
Почему же Дмитрий Старцев из пылкого романтичного юноши превратился в ожиревшего, жадного и скучного Ионыча? Да, среда виновата - жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нём, променял живые мысли и чувства на сытое и самодовольное существование.
Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мёртвых душ". Он такой же неживой, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как и их жизнь.
В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".
Читайте также:
Рассудите, что хуже: пьянство или сплетни
Винтаж СССР. Вспоминая советские духи
Песенник советской девочки - "уездной барышни альбом"