Бронепалубные крейсера типа “Сума”
“Suma”
“Akashi”
Водоизмещение: 2657 и 2756(норм.).
Размерения: 93,5х12,2х4,63 м.
Механизмы: 2 вала ВТР, 8 цил.котлов; 8500 л.с. = 20 уз./7890-8384 и.л.с. = 19,5-20уз.
Уголь: 200/600 т.
Дальность: 4000 миль (10 уз.).
Броня (гарв.): палуба 25-51 (скосы), щиты орудий 114 мм.
Вооружение: 2-152/40, 6-120/40, 12-47/40, 4 картечницы, 2 надводных ТА 381-мм.
Экипаж: 23/275-310 человек.
Первые крейсера, полностью построенные по японскому проекту и из японских материалов, но с английской артиллерией. После достройки “Сума”, обладавшего плохой остойчивостью и мореходностью, на “Акаси” повысили высоту борта в средней части и сняли боевые марсы. Первыми среди японских крейсеров имели современные вертикальные машины тройного расширения. Участвовали в блокаде Порт-Артура и Цусимском сражении. “Акаси” подорвался 27.11/10.12.1904 г. на русской мине в 11 милях к S от о. Энкаунтер Рок, но был отремонтирован. В Цусимском бою получил 5 попаданий (3 убито, 7 ранено). Смена котлов: “Сума” в 1908 г. 4 типа Миябара, “Акаси” в 1912 г. 9 Никлосса. В 1922 г. разоружены, в 1923 г. исключены из списков. “Сума” в 1928 г. разобран на металл, “Акаси” в августе 1930 г. потоплен как мишень авиационными торпедами.
Бронепалубные крейсера типа “Matsushima”
“Hashidate” 06.08.1888 / 24.03.1891 / 26.06.1894
“Itsukushima” 07.01.1888 / 18.07.1889 / 03.09.1891
“Matsushima” 17.02.1888 / 22.01.1890 / 05.04.1892
Водоизмещение: 4217 (норм.).
Размерения: 91,81х15,59х6,05 м.
Механизмы: 2 вала ГТР, 6 цилиндр, котлов; 5400 и.л.с. = 16,5 уз. (в 1901 г. первые два получили по 8 котлов Бельвиля, “Хасидате” в 1902 г. – 8 Миябара).
Уголь: 405/680 т.
Дальность: 5500 миль (10 уз.).
Броня (сталь): палуба 37, барбет 300, купол 100, подача 250, щиты 110, гласис машинного отделения 127, рубка 100+25/25+10 мм.
Вооружение: 1-320/38(60), 11-120/38 (120), 6-57(300), 12-37 (на “Мацусима” 12-120, 16-57, 6-37), 4 надводных ТА 356 мм. (Перед войной возможно перевооружены на 203/40 и 120/40 орудия).
Экипаж: 27/328, затем 430 человек.
Проект Э.Бертена. Не имея навыков в постройке и эксплуатации больших кораблей, японцы заказали бронепалубные крейсера с мощными орудиями, способными пробивать защиту китайских броненосцев. Первая пара при действии в едином строю представляла собой как бы разрезанный пополам броненосец: первый имел 320-мм орудие в носу, второй – в корме. Проект получился неудачным: малое водоизмещение для столь тяжелого вооружения, слабая защита, плохая мореходность и уязвимость от огня орудий всех калибров. К тому же не развили проектной скорости.
“Хасидате” строился в Японии из импортных материалов. Участвовали в японо-китайской и русско-японской войне (блокада Порт-Артура, Цусимское сражение).
“Ицукусима” подорвался на мине в бух.Тахэ, но повреждения незначительные. С 1906 г. – учебный корабль, исключен в 1919 г., разобран на металл в 1922 г.
“Мацусима” погиб 30.04.1908 г. в гавани Мако от взрыва боезапаса (141 человек погиб).
Бронепалубные крейсера типа “Касаги”
“Chitose” 16.05.1897 / 23.01.1898 / 01.03.1899
“Kasagi” 03.1897 / 20.01.1898 / 12.1898
Водоизмещение: 4900/6066 и 4760/5598 т.
Размерения: 114,15/122,47х14,9х5,41 м (“Касаги”) и 114,9/120,4х15х5,37 м (“Читосе”).
Механизмы: 2 вала ВТР, 12 цил. котлов; 15000 и.л.с. = 22,5уз / 13492 и.л.с. = 22,75 уз и 21 уз (при форсир.тяге: 22,87 и 22,67 уз)
Уголь: 350/1000 т.
Дальность: 4200 миль (11,5) и 4500 (11 уз.).
Броня (гарв.-ник.): палуба 45-114 мм (скосы), щиты орудий 63-114 мм, рубка 114 мм.
Вооружение: 2-203/40 (100), 10-120/40 (200), 12-76/40 (300), 6-47/33 орудий, 5 надводных ТА 356 мм (25 торпед).
Экипаж: 24/405-410 человек.
Повторяли “Такасаго”, но были большего размера и с лучшим разделением на отсеки, хотя корпус остался слабым. Неплохие ходоки, но маломореходны. Вместе с “Такасаго” и “Иосино” получили у русских моряков прозвище “собачки”. Действовали под Порт-Артуром. В Цусимском сражении “Касаги” был тяжело поврежден артиллерийским огнем русских кораблей и первым покинул поле боя (10 убитых и раненых); с 1910 г. учебный корабль. Потерпел крушение 20.07.1916 г. в проливе Цугару и 13.08.1916 г. окончательно брошен. “Читосе” в Цусимском бою получил два попадания (2 убито, 4 ранено). Разоружен в 1922 г. и до 1928 г. служил в береговой обороне. Потоплен как мишень 19.07.1931 г. в бух. Сакки.
Бронепалубный крейсер “TSUGARU” – 1 ед.
“Tsugaru” 1896 / 14.8.1899 / 1902 – искл. 1922
6630 т, 126,8х16х6,4 м. ПМ – 3,24 ПК, 11600 л.с. = 19,5 уз. 800/1400 т угля. Броня: палуба 76-38 мм, рубка 152 мм. Экипаж 580 человек. 12-152/45 мм орудий, 10-76/40 мм орудий, 4 пулемета, 2 ТА 457-мм.
Бывшая русская “Паллада”, захвачена 2.1.1905 в Порт-Артуре. Восстановлена и введена в строй в мае 1910 года. В 1913 году перевооружена. В годы Первой мировой войны служила учебным судном, в 1920 году переоборудована в минный заградитель (7-152мм, 300 мин). В 1922 году исключена из списков флота, затем использовалась в качестве плавучей мишени. Потоплена на учениях 27.5.1924 г.
Бронепалубный крейсер TONE – 1 ед.
“Tone” 17.11.1905 / 24.10.1907 / 15.5.1910 – искл. 1.4.1931
4113/4900 т, 113,8х14,4х5,1 м. ПМ – 2, 16 ПК, 15000 л.с. = 23 уз. 900 т уг. + 124 т нефти. Броня: палуба 76 – 38 мм, рубка 102 мм. Эк. 370 чел. 2-152 мм/45, 10-120 мм/40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.
Первый японский крейсер, в котором предпочтение было отдано не боевым (вооружению и защите), а непосредственно крейсерским (мореходности и дальности плавания) качествам. “Тоне” мог пройти 7340 миль 10-узловым ходом. Он также впервые получил характерный клиперский форштевень, в дальнейшем ставший отличительной чертой многих японских кораблей. Первоначально на крейсере было установлено 12 120-мм орудий, по два из них сняли вскоре после его вступления в строй. По списании “Тоне” переоборудовали в плавучую мишень и в апреле 1933 года потопили авиабомбами на маневрах.
(“Варяг” – до 12.1905 г. “Сойя” (Япония) – до 22.03.1916 г.“Варяг”)
Являлся головным в условной серии русских бронепалубных КР строившихся по программе “для нужд Дальнего Востока”. Проект был разработан специалистами американской фирмы “Cramp”, на основе ТТЗ МТК. По праву считался одним из самых красивых кораблей русского флота. Отличался довольно высоким расположением артиллерии на верхней палубе, умеренным (для своего времени) таранным форштевнем, четырьмя компактно установленными широкими трубами. Являлся самым скоростным КР своего времени. Одним из его существенных недостатков признавалась слабая защита артиллерии.
Длина 129,6 метра
Ширина 15,85 метра
Осадка 5,9 метра
Водоизмещение cтандартное 6465 т.
Механизмы 2 вертикальных паровых машины 3-го расш.-16 000 инд.
л.с.(сумм. контр.): – 20000 инд. л.с.; – ф.”Cramp”; 30 водотрубных котлов системы Niclausse (18 кГс/см.кв.)
Скорость хода:
Максимальная 23 уз,
экономическая 10 уз
Запас топлива, уголь:
Нормальный 770 т,
усиленный 1350 т
Дальность плавания 6100 м (10 узл.).
Броня Палуба – 38 мм; 76 мм; 38 мм; Боевая рубка – 152 мм; Элеваторы подачи боеприпасов – 38 мм.
Вооружение 12-152 мм/45 (Дальность стрельбы – 61 кбт.; 4 выстрела в минуту); 4 – 76 мм/40 (Дальность стрельбы – 40 кбт.; 7 выстрелов в минуту); 2 -7,62 мм пулемета; 2 – 7,62 мм зенитных пулемета.
6 надводных ТА 381 мм; 35 мин заграждения;
2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф 1 станция, 5 кВт
Экипаж 21 офицер/15 кондукторов /544 нижних чина
Заложен 10.15.1899 г.
Спущен 19.10.1899г.
Вступил в строй 02.01.1901 г.
Построен ф. “С. Cramp” Филадельфия, США. Во время русско-японской войны входил в состав Тихоокеанской эскадры БФ и использовался в качестве стационера в корейском порту Чемульпо (Инчхон). 27.01.1904 г. был затоплен экипажем на внутреннем рейде Чемульпо, ввиду невозможности прорыва в Порт-Артур, после неравного боя с японской эскадрой КР. 26.07.1905 г. поднят японскими спасателями. 23.10.1905 г. отправлен в Сасебо на восстановительный ремонт, после которого под названием “Сойя”, в качестве учебного КР, включен в состав ВМС Японии. В начале 1916 г. был выкуплен русским правительством. 21.03.1916 г. прибыл из Курэ во Владивосток и 22.03.1916 г., под прежним названием зачислен в состав Гвардейского экипажа БФ. 18.06.1916 г убыл из Владивостока. 18.11.1916 г. прибыла Александрию и 30.11.1916 г перечислен в состав Флотилии СЛО. В 12.1916 г. перешел в Кольский залив. 25.02.1917 г. ушел из Кольского залива в Великобританию и 4.03.1917 г прибыл в Ливерпуль для производства капитального ремонта 26.10.1917 г. вошел в состав советской флотилии СЛО, но 8.12.1917 г. был незаконно реквизирован английским правительством. 15.03.1918 г. разоружен и в качестве ПКЗ “V342” включен в состав ВМС Великобритании. В конце 1919 г. во время буксировки на разборку выскочил на камни, в районе г. Лендалсут в Ирландском море, и во время сильного шторма был разрушен. В 1924-1925 гг. был по частям поднят английскими и германскими частными спасательными фирмами и разобран на металл.
Бронепалубные крейсера типа “Tsushima”
“Niitaka” 07.01.1902 / 15.11.1902 / 27.01.1904
“Tsushima” 01.10.1901 / 15.12.1902 / 14.02.1904
Водоизмещение: 3366 т;
Размерения: 102х13,4х4,9 м.
Механизмы: 2 вала ВДР, 16 котлов Нпклосса; 9500 = 20 уз.
Уголь: 250/600 т.
Дальность: 4000 миль (10 уз.).
Броня (гарв.-ник.): палуба 37-63 (скосы), щиты 25, рубка 102 мм.
Вооружение: 6 – 152 мм/45, 10 – 76 мм/40, 4 – 47 мм/33 орудий.
Экипаж: 320 человек.
Строились по программе 1896 г. по японскому проекту, но с заметным английским влиянием. Увеличенное водоизмещение позволило избежать тех ошибок, которые имели место в проекте крейсеров типа “Сума”, но бронепалуба оставалась тонкой. Оба в основном действовали с эскадрой в.-адм. Камимуры. Участвовали в ряде боев с русскими крейсерами в Желтом и Японском морях, а также в Цусимском сражении. 22.08/4.09.1904 г.
“Цусима” подорвался на мине, поставленной миноносцем “Скорый”, но был отремонтирован. 14/27.05.1905 г. получил 6 попаданий (4 убитых, 18 раненых). Перевооружен в 1922 г., корабль береговой обороны. В 1930 г. частично разоружен, с 1936 г. учебное судно, в 1939 г. полностью разоружен. Поврежден при налете американской авиции в 1944 г., разобран в 1947 г.
“Нийтака” в 1921 г. стал кораблем береговой обороны. Погиб в тайфун 26.08.1922 г. у берегов Камчатки вместе с 284 членами экипажа.
Бронепалубный крейсер “Otowa”
“Otowa” 3.01.1903 / 2.11.1903 / 6.09.1904
Водоизмещение: 3000 т;
Размерения: 98х12,62х4,8 м.
Механизмы: 2 вала ВДР, 10 котлов Канпон; 10.000 и.л.с. = 21 уз.
Уголь: 270/575 т.
Дальность: 4000 миль (10 уз.).
Броня (гарв.-ник.): палуба 51-76 (скосы), щиты 37, рубка 102 мм.
Вооружение: 2 – 152 мм/45, 6 – 120 мм/40, 4 – 76 мм/40, 2 пул.
Экипаж: 312 человек.
Программа 1896 г., уменьшенная и более быстроходная версия типа “Цусима” с облегченным вооружением. Первым из крупных кораблей получил японские котлы типа Канпон. С сентября 1904 г. участвовал в блокаде Порт-Артура, а 14-15/27-28.05.1905 г. – в Цусимском сражении. В бою с крейсером “Светлана” потерял 5 человек убитыми и 23 ранеными, затем был поврежден “Дмитрием Донским”. Потерпел крушение 25.07.1917 г. у берегов Японии и погиб.