Гражданская война в России делится на много этапов, при этом несколько раз положение советской власти в центре страны было очень тяжелым. Ход противостояния был плохо предсказуем, если смотреть со стороны.
Поворотный момент Гражданской войны — это осень 1919 года. Именно в этот период белые войска достигли наибольших успехов, особенно на юге. Однако, любое поражение грозило им катастрофой, без возможности полноценного продолжения войны.
То есть, после осени 1919 года белые, конечно, еще некоторое время могли «цепляться за отдельные территории» (что и было в реальности), но вот шансов «победоносно» войти в Москву или в Петроград у них уже просто не было.
Осенью же 1919 года три белых фронта вели наступление. Главным направлением было южное, где Деникин издал известную «Московскую директиву». Его войска заняли обширные территории Донбасса, Малороссии, Кавказа, Дона и Кубани. Осенью 1919 года белогвардейцы Деникина взяли Курск, Воронеж и Орел, до Москвы оставалось «всего ничего».
Однако, это было скорее импровизированное наступление. Белые фактически не имели резервов, плюс им приходилось снимать войска прямо с «основного» фронта для удержания «нелояльных» территорий, где тоже шли масштабные бои (особенно с махновцами).
Недостатки деникинского замысла потом отмечались советскими военными специалистами:
«Ставить своим армиям столь активную задачу, как захват Москвы, имея перед собой к тому же... численно превосходящие силы красных, без наличия крупных резервов частного и оперативного характера — значило обречь намечавшуюся операцию на явную неудачу...» (с) А.И. Егоров. Разгром Деникина.
Одновременно последнюю «попытку наступать» совершили колчаковцы, на Тоболе. И, надо отметить, что там тоже сложилась непростая ситуация, хоть этот удар белых и носил вспомогательный характер.
Еще одна группировка белых наступала на Петроград. Речь идет о Северо-Западной армии Юденича. Там тоже было «жарко», в октябре белогвардейцы заняли Царской Село, заставив большевиков принимать экстренные меры.
Но, грубо говоря, в сентябре-октябре белые находились в ситуации «пан или пропал», это была их последняя и главная ставка. И большевикам удалось выдержать этот последний «настоящий натиск».
«Более сложной обстановки я за весь период Гражданской войны не припомню...» (с) С.С. Каменев. Записки о Гражданской войне и военном строительстве.
Действительно, если осенние бои 1919 года и не были кульминацией Гражданской войны, то как минимум — являлись поворотным моментом.
В октябре-ноябре последовал крах белых армий. Интересно, что две из трех основных белых группировок (Колчак и Юденич) были уничтожены... не без помощи самих интервентов и «национальных республик». Антанта фактически сдала Колчака и отказалась помогать Юденичу. Чехословаки выдали «Адмирала» эсеро-меньшевикам Иркутска, сами же заняли железные дороги (тем самым обрекая русские белые войска на голод и холод, на пешее отступление). Эстонцы же на северо-западе загнали русских белогвардейцев в концентрационные лагеря. Какие-никакие плацдармы у белых остались только в Крыму и на Дальнем Востоке.
А уж если говорить о психологическом моменте (который в Гражданскую имел первостепенное значение), то тут белые полностью обанкротились, так как испытали грандиозные поражения и не сумели удержать за собой завоеванное пространство. Большевики же, хоть и были в шаге от разгрома, сумели проявить выдержку и дисциплину, сконцентрировавшись на борьбе с врагом. Поэтому осень 1919 года оказалась решающей: дальше большевики давили только отдельные фронты и восстания.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.