Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
В 705 г. до н. э. при неясных обстоятельствах был убит ассирийский царь Саргон II. Есть три версии его смерти. Первая гласит, что он был убит из-за некого кулуммийца Эшпаи в своём военном лагере во время похода на Табал. Вторая намекает на причастность к смерти отца царевича-наследника Синаххериба. А согласно третьей царь-полководец пал в битве с киммерийцами в восточной Малой Азии, но точных данных на этот счет не сохранилось, о своих поражениях ассирийцы писать не любили. Поэтому сражение войск Урарту с киммерийскими племенами в 714 г. до н. э. надолго осталось единственным задокументированным упоминанием о их появлении вблизи ассирийских границ. (Более подробно об этом сражении и о Саргоне II здесь: Киммерийцы – разрушители равновесия )
Наследник Саргона II Синаххериб царствовал на протяжении двадцати пяти лет и все это время киммерийские племена не беспокоили Ассирию и подвластные ей окрестные царства. Во многом благодаря этому его царствование было достаточно «скучным», никаких эпических потрясений. Правда, по неизвестным нам причинам, новый ассирийский царь не слишком любил Вавилон. Несмотря на политическую необходимость, он даже отказался пройти отдельный обряд коронации в Вавилоне, как это было принято у повелителей Ассирии и это стало причиной множества бедствий для империи. Синаххериб предпочитал опираться на военных и не желал находить общий язык со жречеством и горожанами. Это оттолкнуло от него жителей Вавилонии, чем и воспользовались другие претенденты на вавилонский трон. В результате на протяжении всего царствования Синаххериба около границ Ассирии находился очаг нестабильности.
Синаххериб совершит четыре похода на Вавилон и, в конце концов, прикажет полностью разрушить город и затопить водами Евфрата то место, где он находился. Будут еще походы на усмирение Сирии, Финикии, Палестины и Иудеи. Войны с Египтом и Эламом, горными племенами Загроса и мидийцами. В 685 году до н. э. во время похода на юго-восток Малой Азии ассирийцы впервые встретились с киммерийцами. Крупных боев не было, поэтому информации сохранилось очень мало, даже место этой встречи установить невозможно. Вскоре ассирийскому царю станет не до далеких киммерийцев. На границах начинались конфликты, потихоньку начинало приходить в себя Урарту. Как итог жизни в 680 или 681 г. до н. э. Синаххериб будет убит собственными сыновьями. Согласно Библии: «…И когда он (Синахериб) поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую…».
А вот царствование младшего сына Синахериба – Асархаддона ни у кого не возникнет желание назвать «скучным», событий в это время произошло более чем достаточно. Начались его приключения с того, что ещё при жизни Синаххериб назначил его своим преемником, чем смертельно обидел старших сыновей, которые его зарезали. Младшенькому повезло - он в это время отсутствовал. И еще больше ему повезло в том, что «под рукой» у него оказалось некоторое количество верных ему войск, а «инициативу» Арад-бел-ита и Набу-шар-уцура никто не поддержал, и они не смогли захватить власть. Поэтому когда Асархаддон двинулся на Ниневию вместе со своими войсками, его старшим братьям оставалось только «взять ноги в руки».
Бежали они в Шуприю, небольшое хурритское царство, расположенное к юго-западу от озера Ван и граничащее с Урарту. Про него я уже как-то писал в статье посвященной ассирийской армии (Подробнее здесь: Машина войны ). Это государство с радостью принимало беглецов из Ассирии и Урарту. А затем братья установили контакты с Урарту и вскоре вернулись в Ассирию во главе собственной армии. На прямое противостояние с Ассирией Урарту больше не шло, но исподтишка пакостило с удовольствием. Однако Асархаддон не дрогнул и доказал, что его отец сделал правильный выбор наследника. Урартские наемники были разбиты около приграничного города Мелид, а о братьях больше никто никогда не вспоминал.
Ещё при жизни отца Асархаддон начал свою «политическую карьеру» в качестве наместника Вавилона. Видимо этот город произвел на наследника престола неизгладимое впечатление, поэтому в отличие от своего отца, Асархаддон любил и почитал этот древний мегаполис. Сразу же после окончания борьбы за власть и восхождения на престол он распорядился начать восстановление Вавилона, некогда разрушенного и затопленного по приказу Синаххериба. Впрочем, вполне возможно, что решение Асархаддона было продиктовано вполне прозаическими причинами. Ассирийскому царю нужна была поддержка вавилонских жрецов и аристократов для того чтобы упрочить ассирийскую власть в Южной Месопотамии, и он сделал широкий жест продемонстрировав тем самым свое дружелюбие.
Работы продолжались более двадцати лет и завершились уже после смерти Асархаддона. К восстановлению города были привлечены лучшие архитекторы Ассирии. Впервые в истории Древнего мира была сделана попытка полностью перестроить город с многотысячным населением. Были привлечены все ресурсы ассирийской империи, для проведения работ широко использовался ассирийский «стройбат» - «дуллу», то есть рабочие, призванные по рекрутской повинности. Город был отстроен даже с большей пышностью, чем он имел до своего уничтожения.
Разумеется, в первую очередь началось восстановление различных культовых сооружений, которых в Вавилоне было множество. Согласно сохранившимся данным сами жители Вавилона насчитали в своем городе 53 полноценных храма, 955 небольших святилищ со статуей божества и 384 уличных алтаря. Руководить восстановлением Эсагилы - главного храма города, был назначен ассирийский вельможа зодчий Ардиаххешу. Строительство завершилось уже при наследниках Асархаддона Ашшурбанипале и Шамаш – шум – укине. Стоит сказать несколько слов об этом комплексе.
Территория Эсагилы представляла собой прямоугольник, длиной около 650 м (с севера на юг) и шириной около 450 м (с запада на восток). На западе она была ограничена набережной Евфрата, а на востоке – главным городским проспектом Айбуршабум. Центральное место в южной части храмовой территории занимало святилище бога Мардука, которое называлось «Нухар». Как рассказывает Геродот: «В вавилонском святилище есть внизу еще другой храм, в котором находится большое золотое изображение сидящего Зевса (бога Мардука). Перед ним стоит большой золотой стол, золотая скамеечка и такой же стул. Все это сделано, как говорят халдеи, из 800 талантов (около 24 т.) золота. Подле храма есть золотой жертвенник. Есть еще и другой жертвенник, большой, на котором приносится в жертву взрослый мелкий скот. На золотом же жертвеннике можно приносить в жертву только сосущих еще животных. Кроме того, на большом жертвеннике халдеи ежегодно возжигают тысячу талантов (около 30 т.) ладана во время праздника этого божества».
Как и в любом другом главном городском святилище в Вавилонии или Ассирии, в Эсагила была ступенчатая храмовая башня – зиккурат, располагалось это культовое сооружение в северной части храмовой территории. Зиккурат, как и все вавилонские храмовые башни, имел семь видимых надземных этажей, что символизировало семь верховных богов и один подземный, служащий основанием для всего сооружения. Надземные этажи были окрашены в разные цвета: черный, белый, пурпурный, синий, ярко – красный, серебряный и золотой. Его квадратное основание имело сторону длиной 91,5 м и высоту 42 локтя (21 м). Как гласит легенда шумеры, религию которых «заимствовали» вавилоняне и ассирийцы, поклонялись богам на вершинах гор. После переселения на равнины Междуречья они стали возводить искусственные горы - зиккураты, соединявшие, небеса и землю.
Материалом для строительства зиккурата служила земля и кирпич – сырец, снаружи он облицовывался обожженным кирпичом. Под воздействием окружающей среды эти материалы довольно быстро приходили в негодность, и сооружение оплывало, так что его приходилось периодически восстанавливать. Вавилонский зиккурат имеющий собственное имя – Этеменанки («дом основания неба и земли»), был перестроен во времена Набопаласара и Навуходоносора II, тогда же его высота была доведена до 91 метра. Такое циклопическое сооружение было в диковинку людям античности, и они сложили легенду про «вавилонскую башню», которая и вошла в сборник древнееврейских легенд и сказок под названием «Библия».
После начала восстановления Вавилона Асархаддон вернул вавилонянам земли, конфискованные у них Синаххерибом и «в благодарность» получил в 678 г. до н. э. восстание халдеев, которым были переданы эти земли. Восстание было жестоко подавлено, но Вавилон в очередной раз стал «горячей точкой» Ассирийской империи. А за год до этого, вблизи ассирийских границ появились полчища киммерийцев, причем с самыми недобрыми намерениями. Все-таки очень насыщенным событиями было царствование Асархаддона. Но о киммерийцах в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
"История Востока" т. 1 "Восток в древности"
Б. Б. Пиотровский «ВАНСКОЕ ЦАРСТВО (УРАРТУ)»
«Киммерийцы и скифы» А.И. Иванчик
Военно-исторический журнал «Новый солдат» № 52. "Древняя Ассирия 1076 - 670 гг. до н.э."
Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия