Кажется, что бизнес по франшизе — это билет беспроигрышной лотереи. Работаешь под уже раскрученным именем, следуешь инструкциям и получаешь прибыль. Но бывает и так, что бренд никто не знает, клиентов нет из-за высоких цен, а договор франшизы запрещает сменить поставщика на более выгодного. Понимаешь, что лучше бы вложился в собственное дело, но время и деньги уже потеряны.
Как узнать заранее, что работа по франшизе не ваш формат? Вот пять признаков того, что вам лучше развивать собственное дело, а не тиражировать чужую идею.
Эксперты блога Билайн Бизнес выяснили, кого бизнес по франшизе разочарует уже в первый год после открытия. А еще в блоге много полезных материалов для предпринимателей, затевающих собственное дело. Авторы простым языком рассказывают, как зарегистрировать бизнес, управлять коллективом, платить налоги и увеличивать прибыль.
→ Сразу перейти в блог Билайн Бизнес
Вы хотите развивать свою бизнес-идею
Представим, что вы печете вкусные и красивые торты по собственным рецептам. Вы хотите и дальше заниматься тем, что нравится и что вы умеете делать, но только в бо́льших масштабах. Собираетесь арендовать помещение, купить профессиональное оборудование и нанять сотрудников.
Можно заниматься всем самостоятельно, а можно купить франшизу и получить необходимое оборудование и мебель, дизайн-проект торгового зала, рекламные материалы. А в нагрузку — ежемесячные выплаты, кучу требований и чужое меню.
За поддержку франчайзера надо платить — и не разово, а постоянно
Не бойтесь продвигать свою бизнес-идею, даже если у вас много именитых конкурентов. Когда Федор Овчинников открывал первую «Додо Пиццу» в Сыктывкаре, в городе уже было около 20 пиццерий. Однако Федор не стал покупать известную франшизу вроде Papa John’s или «Сити Пиццы». Он изучил фастфуд изнутри и придумал свою технологию, объединив ИТ-разработки с приготовлением пиццы. Сейчас у «Додо Пиццы» есть своя франшиза, по которой работают 655 заведений.
Вы готовы разработать бизнес-план с нуля
Придется углубиться в тонкости бизнеса и разобраться как минимум в этих семи вопросах.
- Что лучше оформить: ИП или ООО.
- Какой налоговый режим выбрать.
- Сколько денег нужно, чтобы открыть компанию и когда окупятся вложения.
- Как будут реализованы технологические процессы: доставка, производство, упаковка.
- Кто ваши потенциальные клиенты и почему они пойдут к вам.
- Какие риски вы видите для своего бизнеса: конкуренты, внешнее влияние.
- Как будете продвигать товары и услуги.
Чтобы ориентироваться в бизнесе как рыба в воде, лучше разобраться во всем самому. Тогда при изменении ситуации на рынке вы сможете быстро принять решение.
Чтобы составить бизнес-план, не нужно экономическое образование. Можно почитать блог Билайн Бизнес и по очереди разобраться с каждым пунктом. Для начала пройдите тест «ИП или ООО: что выбрать на старте бизнеса» и получите готовый ответ на первый вопрос бизнес-плана.
Если вы купите франшизу, франчайзер предоставит готовый бизнес-план. Не спешите слепо ему доверять, ведь он разработан без учета условий на местах: конкуренции, особенностей логистики, покупательской способности. К тому же планы франшизы часто приукрашивают: утверждения типа «200% окупаемости за месяц!» точно надо проверить.
Вы не желаете делиться прибылью
Когда у вас собственный бизнес, не надо делиться заработанным с франчайзером. А вот франчайзи платит два вида взносов:
- Паушальный взнос — единоразовая плата за использование имени, технологий, фирменного стиля. От нескольких сотен тысяч за открытие одной точки до миллионов за эксклюзив на город.
- Роялти — ежемесячный платеж, может быть как в твердой сумме, так и в процентах от выручки или от оборота. Если не заплатить роялти вовремя, можно потерять бизнес.
Вы уверены, что найдете клиентов без известного имени
Вы готовы тратить время и деньги на раскрутку нового бренда и привлечение клиентов. А может, вас и так хорошо знают — как отличного мастера по ремонту автомобилей или репетитора по английскому, ученики которого сдают ЕГЭ на 100 баллов. Вам и карты в руки — открывайте дело под собственным именем.
Вместо того чтобы платить паушальный взнос, можно вложить деньги в рекламу своего бизнеса и получить даже больше клиентов, чем если открыть дело по франшизе
Известный бренд есть не у всех франшиз, но если имя широко известно — доверие потребителей у вас в кармане. Популярность бренда особенно важна в сфере общественного питания, продажи одежды и обуви. Покупатель охотнее пойдет в условный Burger King, чем в кафе «У Тамары», если оба заведения откроются одновременно.
Планируете открыть ресторан или кофейню под известным брендом? Читайте статью «Как не развалить бизнес по франшизе питания» в блоге Билайн Бизнес. Вы узнаете, как выбрать франшизу, на что обратить внимание в договоре и как вести финансовый учет.
Вы привыкли принимать все решения самостоятельно
Если вы не собираетесь всегда действовать по указке, франшиза не для вас. Только будучи владельцем собственного бизнеса, вы сможете внедрить любые изменения в любой момент: пересмотреть ассортимент, найти более выгодных партнеров, в конце концов, покрасить стены торгового зала в другой цвет.
Франчайзи должен следовать стандартам компании. Шаг влево, шаг вправо — и франчайзер выставляет штраф или забирает лицензию. А если франчайзер продаст или закроет свой бизнес, легко остаться ни с чем.
В 2019 году с российского рынка ушел швейцарский бренд спортивной одежды Intersport. Франчайзи пришлось по минимальным ценам распродавать остатки вещей и торговое оборудование.
Узнайте больше об открытии своего дела в блоге Билайн Бизнес
В блоге много практических советов для всех, кто планирует открывать собственное дело. Эксперты и предприниматели делятся опытом, а также простым языком рассказывают обо всем, что важно знать бизнесмену на старте.
Вы узнаете, как правильно выбирать в офис микроволновку, почему важно рассчитывать прибыльность и окупаемость бизнеса, погрузитесь во все юридические тонкости ведения бизнеса. И все это — без штудирования тонны учебников и кодексов.
А для новичков, которые еще не подписаны на блог, есть хорошая новость: при подписке на блог Билайн Бизнес вы получите в подарок книгу «Как открыть свой первый бизнес». В ней есть все, что нужно новичку: от регистрации в налоговой до поиска первых клиентов.
Листайте дальше, чтобы перейти к блогу и развить собственное дело быстро и без ущерба для нервов.