Найти в Дзене
Роман Прохарчин

Флорентийский Дуомо: фасад

Как купить туристическую путевку дешевле
Флорентийцы, когда хотят указать на что-то, тянущееся на их взгляд невыносимо долго и бесконечно, говорят: «Оно длится так долго, как строительство собора». Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре был освящен папой Евгением IV и открыл свои двери перед прихожанами в 1436 году. Через 140 лет после начала строительства получилось впечатляющее сооружение:

Как купить туристическую путевку дешевле

Флорентийцы, когда хотят указать на что-то, тянущееся на их взгляд невыносимо долго и бесконечно, говорят: «Оно длится так долго, как строительство собора». Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре был освящен папой Евгением IV и открыл свои двери перед прихожанами в 1436 году. Через 140 лет после начала строительства получилось впечатляющее сооружение: длина — 153 м, ширина в трансепте — 90 м, высота – 107 м. По величине — четвертая церковь в мире, после римского Святого Петра, лондонского Святого Павла и миланского Дуомо.

На момент открытия фасад собора был отделан только на четверть по проекту столетней давности первого архитектора собора Арнольфо ди Камбио. Фасад, хоть и украшенный статуями Донателло, так и стоял недоделанным, пока Франческо I Медичи в 1587 году не решил вообще все снять и начать сначала. За дело взялся честолюбивый архитектор по имени Бернардо Буонталенти, который разобрал до основания существующий фасад, мраморные плиты с фасада пустил на новый пол, но тут его покровитель Франческо Медичи скончался от отравления.

С этого момента в течение почти трех веков предлагались различные проекты и проводились конкурсы на осуществление нового фасада собора. А на сам фасад, пока суд да дело, прицепили огромный расписной холст, натянутый на деревянные леса. К каждому торжественному событию декорации приходилось менять, и так продолжалось до того момента, пока Флоренция неожиданно не оказалась в краткосрочной роли столицы Италии (1865-1871), и городские власти не постановили положить позору конец. Из 91 проекта в 1871 году был выбран проект малоизвестного архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 году. Почти немедленно фасад Фабриса подвергся острой критике, продолжающейся и по сей день, за его якобы кричащую безвкусицу.

Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого — из карьеров Каррары, зеленого — из Прато и розового — из Сиены,

и гармонирует с аналогичным внешним убранством Баптистерия и Кампанилы (колокольни) Джотто.

В верхней части фасада Дуомо расположены статуи апостолов, а посередине — Дева Мария с младенцем.

Не менее поражает и парадный вход в собор, который представляет собой огромные бронзовые двери, украшенные сценами из жизни Мадонны.

Над этой дверью на центральной фреске изображена Мадонна с цветком, давшая название собору и, вполне возможно, самой Флоренции.

Над украшением фасада потрудилось немало известных художников и скульпторов, и забавная легенда связана с работой Микеланджело в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Его пригласили исправить ошибку неумелого скульптора, который случайно пробил дыру в громаднейшем мраморном блоке как раз в том месте, где должны были быть ноги статуи. Великий мастер принялся ваять юного Давида, расположив его так, чтобы избежать пробитого участка. Под конец работы к нему наведался глава правительства Флоренции Содерини и, пытаясь изображать знатока, сказал: «Великолепно! Только вот нос Давида великоват». Понимая, что Содерини видит огромную статую снизу в искаженной перспективе, Микеланджело пригласил его подняться на верхний постамент. Мастер наклонился к носу статуи, постучал немножко, рассыпая из ладони мраморную пыль, которую прихватил заранее по дороге, и делая вид, что работает. Затем спросил Содерини: «Посмотрите теперь». «Ну вот, так гораздо лучше, – ответил тот, – вы прямо таки оживили его». Так родилась итальянская пословица «Избегай споров с теми, кто сильнее».

Произведенная в XIX веке отделка внешнего фасада завершила 6-вековую историю строительства флорентийского Дуомо. Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.

P.S. На отделку внешнего фасада Дуомо пожертвовали средства и русские промышленники Демидовы. Об этом подробно рассказала Larysa27 в замечательной заметке Герб Демидовых на флорентийском соборе