Относительно одиночных пеших походов по континентальной Чукотке без оружия.
Дескать, мы такие крутые ребята, что вот так вот можем. Дальше мое, подчеркиваю сугубо МОЕ ИМХО, вы можете соглашаться с ним или нет. На Чукотке есть медведи. Это факт не подлежащий обсуждению. Иногда они заходят в поселки и даже там, не говоря уже об открытой тундре, к сожалению, случаются несчастные случаи. Чаще всего медведю человек неинтересен от слова совсем. Правильное, а таких - исключительно подавляющее количество медведей предпочтет мирно расходиться с человеком при встрече. Ему так велят инстинкты. Я встречал достаточно много медведей, чтобы быть уверенным в своих словах: «Не трогай зверя. Он не тронет тебя». Это бесспорно так почти всегда. Но можно невольно, и часто того самому не понимая, оказаться в более близком, чем хотелось бы, знакомстве с мохнатым. Типичные ситуации: оказаться между самкой-мишуткой и ее малышами, нарваться на охраняющего свою добычу или обиженного на людей мишука. Такой шанс все же есть.
Медведь, как ни крути, - зверь, зверь дикий и опасный, а что у конкретной особи в башке никто достоверно не знает. Достаточно одной встречи с неправильным медведем, чтобы кардинально в секунду поменять свои заблуждения на жизнь. Правда, вот, не всегда эту мудрость, просветлевший в мгновение мозг может передать сородичам. Ибо такая встреча может стать последней, причем далеко не с нулевой вероятностью. Оружие должно быть. Точка.
Никого не осуждаю, в конце концов, у каждого своя жизнь и, по моему глубокому убеждению, этот каждый имеет полное право распоряжаться ей как угодно, в том числе и идти на слабоконтролируемый и плохоуправляемый риск с относительно невысокой вероятностью его наступления. Со своей жизнью в одиночку делай что хочешь, но не агитируй и не неси ересь в массы, что это правильно и так и должно быть. Серьезные люди в серьезной тундре – с оружием. Это сродни «северяне не те - кто не мерзнет, а те - кто правильно одевается». Если люди отправляются в тундру, значит, они должны быть с оружием или их должен сопровождать проводник с оружием. Причем, человек, у которого это оружие в руках, должен иметь соответствующие навыки и психологическую, что крайне немаловажно, готовность и способность применять это оружие по назначению. То есть, в придачу к человеку с оружием, у этого человека должна быть соответствующая подготовка, а лучше еще и существенный опыт. Никаких исключений, и я на себя никогда грех не возьму отправлять людей по Чукотке без оружия. В городах и крупных населенных пунктах – что угодно, но в серьезной тундре без оружия ходит только дурак, и, как показывает практика, из таких «гвозди бы делать из этих людей», если быть конкретнее, делать гвозди из того, что у них должно быть мозгом, не все доходят туда, куда собирались. А ко всем этим рассказам из серии «сто раз ходил и ничего» в конце ментально нужно добавлять «пока». Лучше сто раз таскать с собой оружие и им не воспользоваться, чем в тот самый стопервый раз иметь в нем потребность, но не иметь возможности его применить.
Пусть риск и невелик, но я не вижу ни одной причины, зачем на него идти и не понимаю, что от этого можно выиграть.