Найти тему
Суд?! Суд ... Суд!!!

Брачный договор нужен и полезен: уроки громких бракоразводных процессов

В России регистрируют всё больше брачных договоров. В 2019 году их число перевалило за 100 тыс. Но это всё ещё очень немного, не более 10% от общего числа заключаемых браков. И, что важно, брачные контракты в нашем отечестве стремятся заключать вовсе не молодожены.

В российской юрисдикции брачные договоры интересуют состоятельных мужчин и женщин среднего возраста, которые собрались разводиться после, так примерно, двадцати лет счастливой совместной жизни. И эти небедные люди хотят спокойно, без проблем и скандалов, расторгнуть брак и продолжать свою счастливую жизнь уже порознь. Как, например, поступили известный миллиардер Роман Абрамович со своей гламурной супругой Дарьей Жуковой. Правда, не в российской юрисдикции, а в британской. Но главное, контракт сохранил прекрасные отношения бывших супругов, которые, расторгая брак, сообщили, что будут продолжать совместное воспитание детей и развитие совместных проектов. Вот что значит брачный договор.

Совсем иначе заканчивалось супружество других известных и богатых людей, которые поленились пойти к нотариусу и оговорить заранее, как они разделят, в случае чего, имущество, финансовые обязательства и всякие прочие активы. Миллиардер г-н Рыболовлев судился с бывшей супругой 6 лет (в швейцарской юрисдикции) и чуть не попал на 4,5 млрд американских долларов. Миллиардер г-н Потанин, владелец «Норильского никеля», женился в 1983 году, во времена СССР, на заморачиваясь ни по поводу никеля, ни по поводу брачных контрактов, которых по жизни не было в советском законодательстве. В результате свою долю в общем супружеском имуществе супруга г-на Потанина оценила в один триллион российских рублей. Крупнейшего отечественного бизнесмена выручили решения судов, в том числе Верховного суда РФ, который отказался пересматривать многочисленные жалобы бывшей супруги о невыплате ей компенсаций за акции никелевых и золотодобывающих компаний Владимира Потанина.

Что же касается раздела имущества юмориста Евгения Петросяна и его бывшей супруги, юмористки Е.Степаненко, то скандалы, сопровождавшие этот громкий судебный процесс, больше года развлекали всю страну. Супруги делили квартиры, коллекции живописи и антиквариата - так, примерно, на 1,5 млрд рублей. У них не было брачного контракта.

Ужасный шум, поднятый бракоразводным процессом двух юмористов, даже побудил депутата заксобрания Ленинградской области попытаться внести в Госдуму законопроект об обязании всех молодоженов заключать брачные договоры. Автор видимо тоже был юмористом, поскольку не имел права выступать с законодательными инициативами думского уровня. Так дело и заглохло. А ведь зря.

Нежелание российских молодоженов заключать брачные договоры трудно назвать разумным. В 2017 году в РФ на 1 млн браков пришлось 600 тыс разводов. И по большей части со скандалами. Из-за раздела имущества. Просто, большинство отечественных молодожёнов не являются состоятельными юмористами, поэтому об их скандалах знают только судьи, которым приходится делить имущество.

Бывший адвокат Александр Добровинский, недавно отметившийся в судебном процессе Михаила Ефремова, подсчитал, что молодые пары, которые пытаются начать совместную жизнь с брачного контракта, в 8 случаев из 10 до ЗАГСа так и не доходят. Поскольку попытка определиться с имуществом сразу же выявляет реальный уровень взаимной привязанности и глубину, так сказать, чувств. Г-н Добровинский считает, что испытание брачным договором идёт только на пользу юным и влюблённым.

-2