Найти тему

Самый малочисленный тюркский народ России!

Источник: https://yandex.ru/images/search?
Источник: https://yandex.ru/images/search?

Чулымцы — коренной северный народ, исчезающий с каждым годом. У них есть национальный язык, но нет письменности, поэтому огромный пласт народной культуры и истории был утерян в годы советской власти. Сегодня энтузиасты возрождают национальное самосознание народа, у которого в лексиконе нет слова «грех».
Чулымцы входят в число малочисленных коренных народов РФ, что позволяет им получать льготы, возрождать традиционные занятия и народные промыслы, поддерживать национальное самосознание.

Язык

Чулымский язык является вымирающим и внесен в Красную книгу исчезающих языков ЮНЕСКО. Вероятно, он окончательно вымрет в течение 25 лет. По данным переписи 2010 года из 355 чулымцев говорят по-чулымски только 44 человека.

Чулымский язык относится к числу бесписьменных. Преподавание на языке никогда не производилось. Хотя существует движение за его возрождение, и в 2008 году был подготовлен к печати первый русско-чулымский словарь.

История

Предками чулымцев были тюркские племена, заселившие регион в XII-XIII веках. Они двигались вниз по притокам Чулыма, вдоль Кии, ассимилируясь с местными племенами кетов и селькупов. Генетика показывает, что племена взаимодействовали с северными народами, представителями монгольской расы, сибирскими татарами

Народы сосуществовали мирно, есть сведения о набегах на них енисейских киргизов, от которых чулымцы укрывались в тайге. Значительные перемены в численности этноса в сторону уменьшения начались в XVI-XVII столетиях, когда земли чулымцев стали частью Русского государства. Многие были ассимилированы русскими, хакасами и сибирскими татарами. В результате уже в XVII в. численность сократилась до 800 человек, а было их более тысячи. В советский период народ во время переписей причисляли всегда к хакасам, но во время опросов чулымцы возмущались такому положению и всегда говорили, что они — отдельная народность. К сожалению, сейчас чулымцы являются самым малочисленным тюркским народом, чья численность продолжает уменьшаться.

Жилище

Поселения чулымцев назывались улусами: летние строили вокруг озер, рек и стариц, где занимались рыбной ловлей, выгоном скота, земледелием. Зимой переносили жилища в лес, поближе к местам охотничьего промысла. С XVIII века все население становится оседлым, расположившись вдоль берегов Чулыма.
В древности жили в землянках, называемых «одыг», после в полуземлянках — «кыштаг», отличавшихся крышей пирамидальной формы. Строили многоугольные жилища по типу юрт с крышей из бересты и досок. Временным жилищем служил чум, сложенный из жердей, покрытых рогожей, войлоком или берестой. В центре был открытый очаг для отопления, использовалась низкая крытая печь для приготовления пищи. После колонизации повсеместно распространилась срубная русская изба.

Жизнь

Основные занятия чулымцев до прихода русских — охота и рыбная ловля. Охотились на лосей, медведей, волков, соболей, белок, оленей: их шкуры выделывали и, наряду с мехом, использовали для пошива одежды. Позже пушной промысел приобрел социальное значение: шкурами платили ясак, торговали.
Особе значение имела рыбная ловля. Ловили стерлядь, щуку, язя, ельца: это была основная пища чулымцев в летнее время, на зиму ее заготавливали впрок. Ловили сетями, силками, удочками, острогами, неводами.

По земле передвигались на телегах, запряженных конями, зимой — на лыжах: простых или камусных. Земледелие было развито слабо: выращивали в небольших количествах просо и ячмень, труд был ручным. С приходом русских начали сеять пшеницу, овес, рожь, заниматься огородничеством. Разводили крупный рогатый скот — коров и лошадей, занимались пчеловодством

Религия

В XVII столетии, с приходом в регион русских, началась повсеместная христианизация, которой руководил митрополит Филофей Лещинский. Православие чулымцы принимали неохотно. Сохранилась версия, что жителей целых деревень насильно загоняли в Чулым, а после выдавали кресты. К концу XVIII столетия большая часть народности официально приняла православие, но оно тесно переплеталось с традиционными верованиями.
В связи с отсутствием письменности сохранились лишь отдаленные представления о религии чулымского народа, которую можно охарактеризовать, как анимистический пантеизм. Люди верили в силы природы и обожествляли их, особо почитали священную землю «изык». Поклонялись изображениям идолов «онгонов», имели тотемы, которые хранили в амбарах и сараях.

Современный уклад

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер, стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный «экомобиль» принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.

Ежегодно проводится чулымский осенний праздник «Тумпайрам». По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины. Представления на празднествах – в основном современные интерпретации почти утраченных традиций.

В последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.

А есть ли среди читателей чулымцы? Дайте знать о себе в комментариях. Может здесь что то написано неверно...