Найти тему
KI;SA team

О требованиях к организации рабочих мест

фото с yablor.ru
фото с yablor.ru

На оном из вебинаров посвященных трудоустройству людей с инвалидностью по слуху был задан вопрос о рекомендациях и требованиях к организации рабочих мест в ресторанах быстрого питания типа KFC, McDonalds и так далее...

Команда молодых людей с нарушенным слухом, которая в соцсетях выступает под именем Team KI;SA обсудила этот вопрос и подготовила ответ.

Общие аспекты можно посмотреть в прекрасном видеоролике телеканала Дождь. Правила общения мы уже обсуждали тут.

Соображения (административно-организационные), которые связаны с особенностями рабочего места ваших сотрудников с инвалидностью по слуху:

  • Желательно уточнить у новых сотрудников (HR и руководство должны знать), кто из них слабослышащий или глухой, какие виды коммуникации для них предпочтительнее. Кто использует слуховые аппараты (СА) и/или кохлеарные импланты (КИ) – это позволит в дальнейшем предложить технологические решения для общения.
  • Еще один аспект - уточнить, есть ли в их ИПРА рекомендации по созданию специальных рабочих мест или условий, есть ли рекомендации по применению сурдоперевода - если есть, то вы можете это затем отметить в отчетных документах (пригодится при проверках).
  • Важно после обучения и первых рабочих дней провести анкетирование этих ребят, выяснить самые проблемные зоны. Это позволит определить, где возникают максимальные напряги и осуществить аудит (ревизию) этих проблем и обсудить решения (вместе с самим сотрудником).
  • Процедуры безопасности должны быть продуманы более тщательно и могут содержать:

- обучение и реальный тренинг

- назначены в каждую смену сотрудники, ответственные за оповещение в случае ЧП слабослышащего сотрудника и помощь ему при эвакуации

- установка низкочастотных сабвуферов или оповещателей со световой индикацией при пожаре.

  • Ввести процедуру наставничества и помогать карьерному росту (чтобы не было ощущения, что для слабослышащего есть карьерный потолок). Система наставничества принята в корпорациях Леруа Мерлен или Филипп Моррис (buddy) и других - новому коллеге назначается на первые 3 месяца Наставник, который помогает по всем вопросам или подсказывает, к кому можно обратиться.
  • Информирование команды о том, что появился сотрудник с тугоухостью. Нужно написать и обсудить Правила поведения для команды. Для линейного персонала ограничений практически нет, надо только убедиться, что они понимают их задачи и что у сотрудников есть возможность четкой коммуникации. Возможно, будет целесообразно сделать для неслышащего сотрудника маркирование в одежде (цветной погон или пилотка) - это позволить в рабочей обстановке всем всегда помнить, что к сотруднику нельзя обращаться со спины или в шуме (он не услышит или не поймёт).
  • С целью формирования хороших взаимоотношений проводить регулярные совместные мероприятия, комфортные для слабослышащих. Если есть важная информация, то она должна быть донесена (продублирована) в письменном виде (в том числе и на собраниях), возможно использование бегущей строки, субтитров или информация на общей доске, договорённость о связи в чате.
  • Регулярный сбор «обратной связи»: что нравится, что не нравится, есть ли в чем-то дискомфорт. Создать чат для обсуждения текущих вопросов (есть опыт крупных компаний - рабочие чаты, очень помогают слабослышащим сотрудникам).
  • Для сотрудников, которые пользуются СА/КИ и разговорной речью очень эффективно применение вспомогательных (ассистивных) устройств по слуху, они приносят большое облегчение плохослышащим в условиях шумных производств. У старшего по смене или распредработ находится микрофон/передатчик, который беспроводно соединяется с приёмником у сотрудника, - передаётся голос без каких-либо помех в СА/КИ. Это замечательные устройства, которые могут быть универсальны (приёмники соединяются с любой моделью СА пользователей или КИ).
    Также может быть рабочее место оборудовано индукционным контуром, но тогда сотрудник привязан к этому месту.
    Примеры таких устройств и адреса организаций,. Чтобы это работало, необходимо, чтобы у ребята с СА/КИ были активированы специальные программы «Т» или» М-Т» (у некоторых могут быть включены эти программы, или же это решается посещением специалиста по настройке (15-20 мин).
    Самым сложным моментом в предоставлении этих устройств сотрудникам является их далеко не маленькая стоимость, но организации могут приобрести комплект(ы) универсального оборудования, которые будут использоваться продолжительное время (5-7 лет) самыми разными сотрудниками.
  • Уверены, что информация о заказах на станциях дублируется на мониторах, возможно, какую-то информацию для слабослышащих/глухих сотрудников можно также выводить на мониторы.
  • Важные моменты формирования комфортной рабочей среды связаны с шумовой нагрузкой и температурным режимом.
    Для людей с нарушенным слухом длительное нахождение в шумной обстановке приводит к сильным перегрузкам и, со временем, к возможному ещё большему снижению слуха (не у всех). Индивидуальные СА/КИ лишь частично решают вопрос уменьшения звуковой нагрузки, поэтому важно учитывать эту особенность при работе в организациях типа ресторанов быстрого питания.
    Ассистивные устройства могут значительно снизить эти нагрузки (работа СА/КИ в режиме «Т», когда блокируются микрофоны устройств), хорошей практической помощью может стать 5-10 мин перерывы сотрудникам с инвалидностью по слуху в тихих помещениях с целью рекреации (восстановления).
    Повышенная температура в помещении, высокая влажность способствуют повышенному потоотделению у человека, и соответственно, это приводит к загрязнению СА/КИ потом, и сильно отражается на работоспособности и долговечности СА и КИ. Учёт этих обстоятельств и деликатное (неприлюдное) обсуждение этих нюансов с сотрудником с инвалидностью позволит найти разумный компромисс в определении его рабочего места. Кондиционеры (желательно малошумящие) также будут подспорьем в создании доступной среды. По завершению рабочего дня владельцы СА/КИ обязательно должны пользоваться осушивающими таблетками или средствами по уходу за СА.

Ну, и последний момент, который вызвал достаточные споры – ребята предполагают, что сотрудники с инвалидностью по слуху могут работать на кассе (опыт Юникло) и на приёме заказов (если нет проблем с коммуникацией и голосом) - по желанию /возможностям самого человека.

Будет хорошим решением табличка о том, что покупателя обслуживает сотрудник с нарушенным слухом, и, если он носитель жестового языка, это также можно указать. Одну из касс в торговой точке желательно обеспечить индукционными системами с выводом текста на экран (устройство типа Исток Синхро*) – и тогда ваша организация c полным правом будет носить звание доступной – как для посетителей, так и для персонала.

Фото взято с сайта Исток Аудио
Фото взято с сайта Исток Аудио

Будем признательны за поддержку и комментарии!