Найти тему
Мягкий массаж мозга

"Записки фотографа при рабовладельческом строе". Отзыв на книгу.

Открыв «Записки фотографа при рабовладельческом строе», вы попадаете в Польшу, 1943 год, в самый разгар войны.

Особенность повествования книги в том, что вы видите всё происходящее одновременно глазами двух персонажей с очень похожей (изначально) историей. Это Ян и Эмиль — бывшие врачи, оба евреи, оба не эмигрировали вовремя из страны, и в итоге потеряли семью и оказались в концлагере. Обоих из концлагеря вытаскивает и даёт шанс на новую жизнь Франц, центральный герой всей литературной вселенной «Безделушка», к которой и относится в том числе этот роман.

Такую необычную подачу автор выбрал здесь неспроста. Она показывает читателям, насколько мы сами выбираем, воспринимать нам мир бесконечной неразрешимой пыткой или чем-то более лёгким и приятным, насколько – тут уже потолка нет.

«Друг познается в беде» – гласит народная мудрость. Может быть вы задумывались, что все люди кажутся нормальными, адекватными, может быть даже приятными, пока не попадут в более или менее экстремальные ситуации. Вот и Эмиль, который знал Яна еще с университетской скамьи, никак не ожидал, что из него полезет столько чёрной неблагодарности, подлости и зависти.

Да вы и сами наверняка сталкивались с «внезапными» предательствами близких когда-то людей. Конечно, вся это внезапно вылившаяся фонтаном желчь не взялась в них в один момент из ниоткуда. Это что-то, что люди не замечают в себе и копят годами. И, конечно же, это не только портит жизнь окружающим, но и разрушает в первую очередь их самих.

В предисловии книги в описании Яна сказано, что если бы не война, он так и остался бы жить с семьёй, постепенно портя бы отношения с женой и детьми, без крупных ссор и скандалов, разводов, но счастья такие семейные «узы» не приносили бы никому, самому Яну в первую очередь. Каждому своё, гнилым людям такой и конец.

Правда в том, что такие гадости есть в каждом: во мне, в вас.

Так вот, эта книга – шанс испытать себя, выявить в себе такую раковую опухоль на ранней стадии. Ставьте себя на место Яна, Эмиля, прислушивайтесь к своему внутреннему голосу.

Если ваши реакции хоть немного идут в сторону с Яниными, звоночек задуматься, разобраться в себе и провести внутреннюю гигиену. Эмиль — отличный пример, как это делать.

Но в книге есть и примеры куда лучшие,  чем даже такой Эмиль, единственная здоровая реакция на которых – восхищение (кстати, ещё один наивернейший маркёр вашей внутренней чистоты). Это собственно Франц, его кузен Герберт, Мария, Оливия...

«Чем они от нас отличаются?» таким вопросом задаётся Ян. Да почти все мы, глядя на самых лучших, достойных, успешных людей, им задаёмся. Как они к этому пришли? Как они себя изнутри чувствуют, всегда ли «победителями»? Они к этому всё-таки шли, или так было у них с рождения? Или может им просто везёт по жизни?

Даже если в начале романа вас посетят подобные мысли, глядя на такую Марию, еврейку из концлагеря, о прошлом которой почти ничего не говорится, становится стыдно. Чувствуешь, что её-то  обязательно ждёт счастливое будущее с Францем, и про везение здесь говорить не приходится. Да какое будущее, она уже счастлива, как 99% людей никогда не были и не будут, потому что не способны, и это будучи горничной в концлагере с воспалёнными от нелёгкой работы руками. Это ещё к вопросу о связи «материального» с счастьем.

Её, Марию, кстати, можно видеть на обложке, присмотритесь. Одна из моих любимых картин. Идилличная сцена. Она готовит, он сидит на подоконнике. Вроде бы всё так сладко-сладко влюблённо, такой конфетно-букетный период прямо, сказал бы кто-нибудь. Только в отличие от большинства людей, у которых этот «период» означает ту влюблённость, когда гормональные всплески туманят голову и слепят глаза, люди встречаются, не замечая недостатков друг друга, женятся, а потом... ну вы сами знаете. Франц с Еврейкой могли и не разговаривать, или говорить о пустяках, но при этом понимали друг друга так, что никакая телепатия не нужна. И это такой уровень искренности, который не каждому в жизни бывает хоть раз доступен. Даже не знаю, только ли поэтому от этой сцены такое невозможное ощущение божественности, или там что-то ещё)

Вот так посмотришь на них, а потом и на Оливию, Герберта, Эмиля в конце концов, и понимаешь, что никогда никому не «везёт» на судьбу, на плохих или хороших людей вокруг вас. Разувайте свои глаза, чтобы видеть окружающих, и становитесь сами любящим, открытым человеком, к которому люди захотят тянуться. Это путь небыстрый, но только он ведёт к счастью. "Записки фотографа" в этом вам в помощь. А сразу после конечно — «Вакцина от идиократии», всенепременный инструмент по работе с собой, нужный каждому.

#отзывы #рассказ #культура #библиотека #писатели #литература