Найти тему
KI;SA team

Как общаться с людьми, имеющим нарушения слуха

Нарушения слуха - не повод для одиночества

фото из открытых источников сети интернет
фото из открытых источников сети интернет

Как общаться с людьми, имеющим нарушения слуха, которые используют слуховые аппараты (СА) и/или кохлеарные импланты (КИ) или не используют никаких устройств.

  1. Старайтесь выбрать для разговора тихое место, без эффектов реверберации (эха). Расстояние между собеседниками не должно превышать 1,5 метра. Если общение происходит в формате монолога, лекции, предусмотрите, чтобы слушатель с СА/КИ был максимально приближен к оратору.
  2. Не торопитесь, говорите спокойно, отчетливо, терпеливо, но не утрированно. Не кричите - крик раздражает всех людей с нарушенным слухом и вызывает чувство ущербности
  3. Во время разговора смотрите на собеседника так, чтобы он видел губы и мог прочитать речь по ним. Поддерживайте речь привычными жестами. Не говорите человеку в спину или сбоку.
  4. Если беседа происходит на ходу, то старайтесь встать со стороны, где у человека СА/КИ или уточните предпочтительную сторону у него самого.
  5. Уточните, знает ли ваш собеседник жестовый язык, и, по возможности, организуйте сопровождение беседы или мероприятий сурдопереводом. Если это невозможно сделать, используйте письменную речь - на бумаге или электронных носителях, попросив затем удалить написанное на гаджетах.
  6. При общении через посредника обращайтесь непосредственно к адресату. Это общепринятое правило этикета при использовании помощи (услуг) переводчика.
  7. Если пользователь СА/КИ предлагает вам использовать специальный микрофон или передатчик фм-системы, не отказывайтесь! Эти устройства обеспечат максимальную разборчивость речи для носителя СА/КИ, особенно в сложных акустических условиях (шум, реверберация, расстояние), они безопасны для здоровья пользователей, и не могут служить для передачи каких-либо данных третьим лицам.
  8. В ряде ситуаций человек с нарушенным слухом может воспользоваться смартфоном, планшетом, на которых активированы программы распознавания речи. Обсудите этот вопрос заранее и подтвердите обоюдное согласие на использование этих программ. Если ваше общение содержит конфиденциальные моменты, договоритесь, что после беседы собеседник удалит всю информацию с устройства.
  9. Некоторые СА/КИ могут быть напрямую подсоединены к мобильным телефонам для усиления (выделения) речи собеседника, и ваш слушатель может использовать этот гаджет для облегчения понимания, разместив мобильник в ближней зоне к говорящему. Реагируйте на это спокойно, но лучше обсудить этот вопрос (см. предыдущий пункт).
  10. Избегайте несущественных слов и цитат, пространных/витиеватых формулировок - это может затруднить процесс общения.
  11. Если человек не расслышал сказанное, не старайтесь переформулировать фразу, а воспроизведите ее заново. Если слушатель уточняет только одно слово – не надо повторять всю длинную фразу, это тратит время и раздражает слушателя.
  12. Не меняйте тему без предупреждения. По возможности используйте связки вроде “А теперь обсудим еще один вопрос”.
  13. Не реагируйте негативно, заметив, что собеседник кивает невпопад. Возможно, он расслышал не все, или интерпретировал по-своему. Остановитесь и уточните, точно ли он понимает ваше сообщение.
  14. Предоставьте собеседнику время на усвоение информации. Не стесняйтесь уточнить, понял ли он ваше сообщение. Если информация очень важная – попросите проговорить, резюмируя информацию.
  15. Если речь идет о цифрах и важных названиях – подстрахуйтесь, написав их на бумаге.
  16. Старайтесь не обращать внимание на голос, ошибки в речи собеседника и другие особенности его коммуникации. Возможно, это специфические речевые проблемы, которые не являются характеристикой интеллектуального уровня развития вашего собеседника.
  17. Не стоит подбадривать человека фразами типа “зато ты не слышишь лишнего” -  это может обидеть.

Правила подготовлены на основе материалов фирмы Phonak – производителя слуховых аппаратов и Марии Денисенко, instagram блогера _povtorite_, пользователя СА.