Найти в Дзене
Сергей Галицкий

эволюция телефона: от александра Белла до наших дней

Ватсон, говорит Белл! Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите шляпой". Эта фраза, сказанная 141 год назад, 10 марта 1876 года, была первой, которую произнесли по телефону. Говоривший — Александр Грехем Белл — стал известен всему миру как изобретатель устройства.По статистике, одни только жители России сейчас совершают по 144 миллиона вызовов в день. А среднестатистический

Ватсон,  говорит Белл! Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите  шляпой". Эта фраза, сказанная 141 год назад, 10 марта 1876 года, была  первой, которую произнесли по телефону. Говоривший — Александр Грехем  Белл — стал известен всему миру как изобретатель устройства.По  статистике, одни только жители России сейчас совершают по 144 миллиона  вызовов в день. А среднестатистический человек за один год звонит по  телефону почти полторы тысячи раз.
Телефон раздора
На  самом деле, с историей изобретения телефона не все так однозначно. В  начале 1850-х житель Нью-Йорка Антонио Меуччи обнаруживает, что  электрический ток якобы положительно влияет на здоровье людей. Он  конструирует генератор и открывает частную практику. Однажды Меуччи  подсоединил провода к губам пациента, а сам перешел в отдаленную  комнату, где находился генератор. Когда врач включил устройство, то  услышал крик пациента так отчетливо, словно стоял рядом с ним.
Антонио Меуччи, Александр Белл и Элайша Грей
Меуччи бросил лекарское дело и стал  экспериментировать с устройством. К началу 1870-х он уже создал чертежи  аппарата, который назвал телектрофоном. В 1871 году итальянец собрался  зарегистрировать свое изобретение, однако это у него не получилось.
Выдержки из патента Элайши Грея от 14 февраля 1876 года и записей Александра Грехема Белла от 8 марта, демонстрирующие сходство
По одной версии, у бедного Меуччи не хватило $250,  чтобы оплатить пошлину в Патентном бюро. По другой — бумаги,  отправленные почтой, где-то потерялись. Третья же версия гласит, что  документы выкрали по заказу компании Western Union, на которую, кстати,  работал тот самый Александр Белл. Еще одним конкурентом "общеизвестного"  изобретателя телефонной связи был человек по имени Элайша Грей. Он  подал заявку в Патентное бюро на два часа позже Белла — впоследствии  судебная тяжба между двумя инноваторами тянулась вплоть до 1893 года.  Американская Фемида в итоге вынесла вердикт в пользу Белла.
В самом первом телефонном аппарате не было звонка —  его позже изобрел помощник Белла, тот самый Томас Джон Ватсон. Микрофон  доработал Томас Эдисон. Он же придумал начинать разговор со слова  "алло", то есть hello ("здравствуйте" по-английски). Впрочем, итальянцы и  японцы отвечают на звонки по-другому: жители Апеннин говорят "пронто"  ("готов, принимаю"), а граждане Страны восходящего солнца — "моси-моси"  ("говорю-говорю").
Томас Эдисон и Томас Джон Ватсон
История этого изобретения не обошлась и без россиян. В  1895 году Михаил Фрейденберг предложил миру концепцию автоматических  телефонных станций (АТС), которые соединяли абонентов друг с другом без  помощи девушки-оператора. Предложение оказалось невостребованным,  профессия устояла — и ушла в прошлое гораздо позже, в середине XX века.
"Алло, барышня!"

Нью-Йорк, 1888 год
Телефонизация стремительно распространялась по миру.  Первым городом, где аппараты стали появляться в квартирах состоятельных  людей, стал Бостон, где жил и работал Белл. В 1879 году изобретение  "переплыло" Атлантику: телефонная станция появилась в Париже, а в 1881  году поговорить с приятелем, не встречаясь с ним, стало возможно в  Москве, Петербурге, Одессе, Берлине, Риге и Варшаве. К началу XX века  планету начали опутывать международные и междугородние линии, а к 1910  году во всем мире было уже более 10 тысяч станций, которые обслуживали  более 10 миллионов абонентов!Телефон в те времена представлял  собой сразу несколько устройств общим весом более 8 килограмм! Сам  аппарат Белла выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя  трубками. В первом случае в трубке был только динамик, а разговаривать  приходилось согнувшись, во втором — микрофон устанавливали в  дополнительном рожке. К этому приспособлению прилагалась сигнальная  доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Чтобы  воспользоваться устройством, нужно было снять трубку, покрутить рычаг,  который давал ток и "сообщал" машинистке на станции, что надо начинать  разговор. Так и выглядел типичный диалог:
Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.Телефонистка: "Станция слушает, что вам угодно?"Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721. Соедините меня с номером 750".Телефонистка: "Вызываю".Телефонистка: "Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позвонят".Иванов кладет трубку.Через некоторое время в его квартире снова раздается звонок.Абонент Иванов: "721, Иванов слушает".Телефонистка: "Абонент 750 свободен, вызывайте".Абонент Петров: "750, Петров слушает".Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721".Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать.

Телефонистка за работой
Для вызова абонента "барышня" втыкала штекер в  соответствующее гнездо на панели перед ней. Хорошая телефонистка  умудрялась соединять абонентов меньше чем за 8 секунд.В 1882  году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых  абонентов было всего 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892  номеров. Нумерация стала четырехзначной. Владеть телефоном в те годы  было весьма накладно. Оплата за месяц пользования — 250 рублей. Для  сравнения: месячное жалованье учителя — 25 рублей, фельдшера — 55. За  стоимость установки телефона можно было купить полный комплект одежды  или, например, двух отличных лошадей.С началом XX века  телефонами в Москве стали заниматься шведы — компания "Эрикссон". Они  представили новую модель аппарата: трубка приняла привычный вид с двумя  отверстиями, а вместо рычага появилась обычная кнопка, точнее две — для  выхода на связь и для отбоя. Скандинавы смогли и снизить тарифы — месяц  владения аппаратом стал стоить 63 рубля.В 1903 году телефон  установили в Кремле. Императору Николаю II, который ради такого случая  прибыл в Москву, подарили телефон из слоновой кости, инкрустированный  золотом.
Телефонизация всей страны

На 1 января 1917 года в России было 232 тысячи абонент
Ватсон, говорит Белл! Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите шляпой". Эта фраза, сказанная 141 год назад, 10 марта 1876 года, была первой, которую произнесли по телефону. Говоривший — Александр Грехем Белл — стал известен всему миру как изобретатель устройства.По статистике, одни только жители России сейчас совершают по 144 миллиона вызовов в день. А среднестатистический человек за один год звонит по телефону почти полторы тысячи раз. Телефон раздора На самом деле, с историей изобретения телефона не все так однозначно. В начале 1850-х житель Нью-Йорка Антонио Меуччи обнаруживает, что электрический ток якобы положительно влияет на здоровье людей. Он конструирует генератор и открывает частную практику. Однажды Меуччи подсоединил провода к губам пациента, а сам перешел в отдаленную комнату, где находился генератор. Когда врач включил устройство, то услышал крик пациента так отчетливо, словно стоял рядом с ним. Антонио Меуччи, Александр Белл и Элайша Грей Меуччи бросил лекарское дело и стал экспериментировать с устройством. К началу 1870-х он уже создал чертежи аппарата, который назвал телектрофоном. В 1871 году итальянец собрался зарегистрировать свое изобретение, однако это у него не получилось. Выдержки из патента Элайши Грея от 14 февраля 1876 года и записей Александра Грехема Белла от 8 марта, демонстрирующие сходство По одной версии, у бедного Меуччи не хватило $250, чтобы оплатить пошлину в Патентном бюро. По другой — бумаги, отправленные почтой, где-то потерялись. Третья же версия гласит, что документы выкрали по заказу компании Western Union, на которую, кстати, работал тот самый Александр Белл. Еще одним конкурентом "общеизвестного" изобретателя телефонной связи был человек по имени Элайша Грей. Он подал заявку в Патентное бюро на два часа позже Белла — впоследствии судебная тяжба между двумя инноваторами тянулась вплоть до 1893 года. Американская Фемида в итоге вынесла вердикт в пользу Белла. В самом первом телефонном аппарате не было звонка — его позже изобрел помощник Белла, тот самый Томас Джон Ватсон. Микрофон доработал Томас Эдисон. Он же придумал начинать разговор со слова "алло", то есть hello ("здравствуйте" по-английски). Впрочем, итальянцы и японцы отвечают на звонки по-другому: жители Апеннин говорят "пронто" ("готов, принимаю"), а граждане Страны восходящего солнца — "моси-моси" ("говорю-говорю"). Томас Эдисон и Томас Джон Ватсон История этого изобретения не обошлась и без россиян. В 1895 году Михаил Фрейденберг предложил миру концепцию автоматических телефонных станций (АТС), которые соединяли абонентов друг с другом без помощи девушки-оператора. Предложение оказалось невостребованным, профессия устояла — и ушла в прошлое гораздо позже, в середине XX века. "Алло, барышня!" Нью-Йорк, 1888 год Телефонизация стремительно распространялась по миру. Первым городом, где аппараты стали появляться в квартирах состоятельных людей, стал Бостон, где жил и работал Белл. В 1879 году изобретение "переплыло" Атлантику: телефонная станция появилась в Париже, а в 1881 году поговорить с приятелем, не встречаясь с ним, стало возможно в Москве, Петербурге, Одессе, Берлине, Риге и Варшаве. К началу XX века планету начали опутывать международные и междугородние линии, а к 1910 году во всем мире было уже более 10 тысяч станций, которые обслуживали более 10 миллионов абонентов!Телефон в те времена представлял собой сразу несколько устройств общим весом более 8 килограмм! Сам аппарат Белла выглядел как железный ящик с рычагом и одной или двумя трубками. В первом случае в трубке был только динамик, а разговаривать приходилось согнувшись, во втором — микрофон устанавливали в дополнительном рожке. К этому приспособлению прилагалась сигнальная доска, звонившая, стоило телефонистке вызвать абонента. Чтобы воспользоваться устройством, нужно было снять трубку, покрутить рычаг, который давал ток и "сообщал" машинистке на станции, что надо начинать разговор. Так и выглядел типичный диалог: Абонент Иванов снимает трубку и крутит рычаг.Телефонистка: "Станция слушает, что вам угодно?"Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721. Соедините меня с номером 750".Телефонистка: "Вызываю".Телефонистка: "Ваш абонент занят, а когда он освободится, вам позвонят".Иванов кладет трубку.Через некоторое время в его квартире снова раздается звонок.Абонент Иванов: "721, Иванов слушает".Телефонистка: "Абонент 750 свободен, вызывайте".Абонент Петров: "750, Петров слушает".Абонент Иванов: "Говорит Иванов, 721".Только после этого Иванов с Петровым начинали разговаривать. Телефонистка за работой Для вызова абонента "барышня" втыкала штекер в соответствующее гнездо на панели перед ней. Хорошая телефонистка умудрялась соединять абонентов меньше чем за 8 секунд.В 1882 году в Москве пользовались трехзначной нумерацией, при этом первых абонентов было всего 26. За 10 последующих лет сеть разрослась до 1892 номеров. Нумерация стала четырехзначной. Владеть телефоном в те годы было весьма накладно. Оплата за месяц пользования — 250 рублей. Для сравнения: месячное жалованье учителя — 25 рублей, фельдшера — 55. За стоимость установки телефона можно было купить полный комплект одежды или, например, двух отличных лошадей.С началом XX века телефонами в Москве стали заниматься шведы — компания "Эрикссон". Они представили новую модель аппарата: трубка приняла привычный вид с двумя отверстиями, а вместо рычага появилась обычная кнопка, точнее две — для выхода на связь и для отбоя. Скандинавы смогли и снизить тарифы — месяц владения аппаратом стал стоить 63 рубля.В 1903 году телефон установили в Кремле. Императору Николаю II, который ради такого случая прибыл в Москву, подарили телефон из слоновой кости, инкрустированный золотом. Телефонизация всей страны На 1 января 1917 года в России было 232 тысячи абонент