Листая дореволюционные газеты и журналы, можно натолкнуться на статьи, которые писали о новейших открытиях в технике, в том числе в области усовершенствований в железной дороге.
Вот и в статье А. Коврина, напечатанной в журнале «Современная иллюстрация» в 1914 году (№ 5), говорится о дорогах будущего. Автор рассказывает о новых способах борьбы с пространством и временем.
Один из таких способов – однорельсовая железная дорога, разработанная английским инженером Бренаном. Инженер воспользовался способностью волчка сохранять равновесие в самом неустойчивом положении. Этот способ был назван жиростатическим.
«Ничего не может быть поразительнее такой картины: тяжелый вагон катится на двух – «гуськом» расположенных колесах по одному рельсу. »
В начале XX века в Лондоне демонстрировался экипаж русского изобретателя П. Шиловского, который построил автомобиль на двух колесах, помещенных одно позади другого.
Автор статьи предполагал, что проекты однорельсовой дороги выйдут из стадии проектов на широкий простор практического применения. Но… изучая историю железнодорожного транспорта, мы узнали, что монорельсовая дорога не получила массового применения и сейчас реализован в России только один проект монорельса в Москве – сейчас это экскурсионная линия, а раньше она соединяла три станции метро.
Другой дорогой будущего, по словам автора статьи, является «парящая электромагнитная железная дорога», проект которой разработал Эмиль Башле в XIX веке. Железная дорога Башле основана на свойствах вихревых токов.
«Никакой аэроплан, никакой дирижабль, движущийся в воздухе, не сможет обогнать вагоны-ядра этой дороги, мчащиеся с тысячеверстной скоростью в абсолютной пустоте. Это поистине “дорога будущего”, обещающая открыть новую эпоху в технике средств сообщения» – восклицает автор статьи.
Опять обратившись к истории железнодорожного транспорта, мы не увидели массового употребления электромагнитной железной дороги. Лишь в Китае построенная немецкой компанией железная дорога на воздушной подушке имеет коммерческое применение. Скорость поезда 430 км/ч.
Так что все мечты корреспондента, писавшего о дорогах будущего, через сто лет не нашли своего применения, хотя в части паровозов он был прав – они канули в прошлое и были заменены электровозами.
А мы помечтаем тоже о дорогах будущего без лязгающих вагонов и сети путей, опоясавших весь мир и требующих неустанного контроля.