Продолжаем осмысливать увиденное. Очередной предмет рефлексии Киноведа в штатском – сериал "Дом с прислугой". Не удивлюсь, если окажется, что я единственный, кто досмотрел его до конца, да еще и имеет что-то сказать по этому поводу – понимаю, что многим этот мистический хоррор вообще не зашел, большинство зрителей бросили его смотреть после второго сезона, остальные не торопятся ставить необязательную точку. Но всё же выскажусь - финал мне показался вполне занятным, перекликающимся с культовой классикой и оставляющим приятное послевкусие. Вы со мной?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Увидел в обсуждениях на разных площадках, что аудиторию разочаровал классический затянутый шьямалановский подход к развязке. Мол, до самой последней серии оставалось непонятно, обладает ли все-таки Лиэнн какой-то мистической силой, и если да, то божьей или дьявольской, или всё происходящее является манипуляцией. По мне так это скорее плюс, а не минус – в конце концов, хороший хоррор и не должен быть прямолинейным. Да и вообще, история ведь опирается не на зловещие ответы странной девушки на всевозможные вызовы, а на ее желание найти семью. И вот здесь авторы "Дома", на мой взгляд, преуспели – болезненная любовь и ревность, проявляемые Лиэнн показаны живо и выпукло. И они пугают не меньше ожившего младенца.
И здесь мы приходим к интересной параллели. Лиэнн безусловно любит Дороти бескомпромиссной дочерней любовью – девушка ни с кем не хочет делить ту, кого сама для себя назначила матерью. Она заботится о больной, ограждает от тревог и стрессов, оберегает от лишних нагрузок, но всегда помнит о том, что рядом маячат "конкуренты" – Шон и Джулиан, также справедливо претендующие на чувства хозяйки дома. Лиэнн отчаянно нуждается в козырях, чтобы победить в битве за Дороти, и секретное оружие у нее есть. Это Джерико. И когда приходит время нанести удар этой бомбой, Лиэнн не колеблется – она ставит перед Дороти выбор: либо брат и муж, либо сын и она. Неплохая вилка, правда?
Вопрос о сохранении жизни ребенка, которого ты считаешь опасным, жутким, враждебным – классическая дилемма культовой картины Романа Полански 1968 года. В финале "Ребенка Розмари" муж заглавной героини, рассказав супруге о подлинной природе их новорожденного дитя, умоляет женщину сохранить, выкормить, воспитать сатанинское отродье. Гай пытается убедить Розмари, что после они еще смогут быть вместе, смогут быть счастливы, смогут завести детей, но та плюет ему в лицо. Ужас будущего заставляет женщину содрогаться. Но лишь стоит ребенку заплакать, как материнский инстинкт отталкивает женщину от тяжких мыслей и направляет к колыбели, где лежит монстр в обличии невинного комка женского счастья. Полагаю, что в тот же фарватер своих героев хотел поместить и М. Найт Шьямалан – просто формат сериала позволял ему "растянуть" момент осмысления "вилки" и принятие решающего выбора.
На протяжении многих серий Лиэнн целенаправленно работала над тем, чтобы выставить Шона и Джулиана противниками Дороти. Это они якобы скрывали от женщины смерть Джерико, они принесли в дом куклу, они плохо заботились и жене и сестре, они допустили ее травму и противились сближению с единственным "подлинно близким человеком". Все старания Лиэнн были направлены на то, чтобы у Дороти не было ни тени сомнения в тот момент, когда "служанке" придется выложить главные карты. Но именно в этом месте Шьямалан разгромно уступает Полански – конфликта не получилось. Авторам сериала отлично удалось напугать публику, показать ей угрожающую, зловещую, непрошеную гостью, переживать за судьбу которой было непросто – после этого нового завоевания доверия уже не получилось.
Для Розмари было важно понимать, что Гай, ее супруг, был там же – в секте, что рядом находился человек, которого она давно и хорошо знала и чьи чувства к себе понимала. Шьямалан в "Доме с прислугой" не смог убедить ни героиню, ни зрителей в том, что Дороти может перейти на сторону Лиэнн. Даже ради спасения себя самой, даже ради жизни воскресшего Джерико. Уровня соприкосновения и погружения не хватило – ни материнская, ни сестринская связи не сдвинули хозяйку дома в объятия темного культа. Это была хорошая попытка сыграть на нервах публики, но она провалилась.
А вот что удалось, так это впечатляющая финальная точка, или правильнее – многоточие. Любая подобная история по законам жанра должна закончиться крохотной щелочкой в закрытой двери, пропускающей свет новых загадок. "Дом с прислугой" в этом отношении перевернул историю последней сценой так, что впору мечтать о продолжении. Не стану однозначно утверждать, была ли Лиэнн подлинным исчадием ада, или же ей просто удалось запутать своих последователей, но к финалу сериала она посчитала, что ее культ стал слишком опасен для других. Раскаявшись, девушка пожертвовала собой, полагая, что это отведет внимание Церкви Малых Святых от Шона и Дороти, но, судя по всему, бедная Лиэнн не рассчитала силу укорененного зла.
Тернеры, видимо, смогли справиться с тяжелейшей травмой, Лиэнн, кажется, тоже обрела покой, и лишь одному ведущему персонажу сериала авторы приготовили тревожный финиш – Джулиан остался один на один не только с переживанием о произошедшем, но и с новыми знаниями. В заключительной сцене шоу брат Дороти имеет короткий разговор с офицером Рейес – она оказывается последовательницей Лиэнн, и это именно она в свое время скрыла гибель Джерико. Но что гораздо более страшно, Рейес рассказывает о том, что они оба прошли через одинаковый изгиб судьбы. Женщина, в свое время, попала в автокатастрофу, а Джулиан год назад перебрал наркотиков, и оба они на время умерли, однако были воскрешены... Лиэнн.
По словам офицера, это сделало их обоих "ангелами", причем "спящими" – то есть ожидающими особого сигнала для того, чтобы начать действовать. Что за действия им предстоят – тоже неизвестно, и это особенно пугает Джулиана в отсутствии Лиэнн. Может быть, со смертью носительницы сил ее "ангелы" оказались освобождены. А может, наоборот, прокляты. Наверное, было бы любопытно посмотреть на то, как герой Руперта Гринта справится с этим "открытием" – покорится страшной судьбе, выступит еретиком и отступником, как это сделала Лиэнн, а может, захочет использовать полученные знания и возможности для того, чтобы творить хаос, который всегда его преследовал? Жаль, но этого мы не увидим – "проклятое дитя" останется навсегда стоять с широко раскрытыми глазами на улице возле дома с прислугой.
Должен попросить прощения – хотел коротко написать о легком контакте Полански и Шьямалана, но опять настрочил километровый столбик. Не сдержался, хотелось выговориться. Если ничего не поняли – не страшно, обещаю, дальше будет проще. Загляните, например, завтра – здесь и в телеграме – обязательно будет что-нибудь занятное, Киновед в штатском любит разнообразие. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, храните дома чистоту, и...
Увидимся в кино!